Кораблям нужна смена
Подписанные соглашения по Черноморскому флоту должны повлечь за собой новые, позволяющие наконец модернизировать его состав. Какие еще юридические препятствия нужно обойти для обновления флота?
Скептики говорят: в военном плане Севастополь уже не имеет прежнего значения.
- Если России нужен флот для действий на Черном и Средиземном море, то лучшего места базирования нет, - не согласен с ними Виктор Кравченко, бывший командующий ЧФ. - Или, по крайней мере, его нельзя создать в ближайшее время.
Другое дело, что физически нынешний состав флота "устарел". Но для его обновления необходимо заключать отдельные соглашения с Украиной. Которая до сих пор этот процесс тормозила.
- Переговоры идут еще с 1997 года, но до сих пор такого документа нет, - напоминает "Известиям" Кравченко. - Возраст корабельного состава уже превысил 20 лет. Надеюсь, что теперь, после харьковских договоренностей, будет подписано соглашение и об обновлении флота.
А может ли стать препятствием для обновления флота позиция других государств? Например, Турции, владеющей проливами?
- Вопрос прохода судов и военных кораблей по проливам из Средиземного в Черное море регулируется Конвенцией Монтре, принятой в 1936 году, - пояснил "Известиям" президент Ассоциации международного морского права профессор Анатолий Колодкин. - Согласно конвенции, режим прохода различен для военных кораблей прибрежных черноморских государств и для неприбрежных государств (например, для кораблей США, Великобритании и т.д.). Для кораблей неприбрежных государств введены ограничения, а черноморские государства в мирное время могут проводить свои военные корабли любого класса. Таким образом, с проводом новых кораблей через Босфор и Дарданеллы у нас проблем не возникнет. Необходимо только не менее чем за 8 суток уведомить власти Турции о планируемом проходе. Что касается Гибралтара, то и там проблем не будет: проход там вообще свободный.
МНЕНИЯ С УКРАИНЫ
Валерий Саратов,
глава Севастопольской горгосадминистрации:
"Соглашение между Украиной и Россией будет способствовать политической стабильности в Севастополе на долгие годы. Соглашение будет позитивно воспринято абсолютным большинством севастопольцев".
Владимир Бова,
начальник пресс-центра ВМС Украины:
"Мы на эту тему комментариев не даем. Это не наш флот, мы к нему отношения не имеем".
Андрей Меркулов,
депутат Севастопольского горсовета:
"Достигнутые договоренности выгодны обеим сторонам. Российский флот построил Севастополь, он охраняет границы не только России, но и Украины. А кроме того, вносит весомый вклад в развитие инфраструктуры города".
Борис Кожин,
вице-адмирал, первый командующий Военно-морскими силами Украины:
"Это предательство национальных интересов. Я полностью согласен с теми высказываниями, которые прозвучали из уст оппозиции".
Аркадий Линьков,
заместитель гендиректора Севастопольского академического русского драматического театра имени Луначарского:
"Я общался со многими коллегами, знакомыми, обсуждали новость о том, что российский флот останется в Севастополе. Никто не воспринял ее отрицательно. Все считают, что укрепляется коллективная безопасность.