Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

"Белый квадрат" раскрасили

Гильдия кинооператоров России назвала лучших в своей профессии. На ежегодной - седьмой по счету - церемонии "Белый квадрат" побывала обозреватель "Известий"
0
Иллюстрация: Images.com
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Гильдия кинооператоров России назвала лучших в своей профессии. На ежегодной - седьмой по счету - церемонии "Белый квадрат" побывала обозреватель "Известий".

Лучшим отечественным кинооператором 2009 года назван Руслан Герасименков - за работу в фильме Веры Глаголевой "Одна война". Имя победителя объявил председатель жюри - оператор Анатолий Мукасей, пояснив, что тайное голосование закончилось за полчаса до начала церемонии. Зал радовался искренне, аплодировал дружно, явив пример уникальной доброжелательности. По словам президента Гильдии операторов Игоря Клебанова, именно корпоративной солидарности кинооператоров и завидуют друзья-режиссеры...

Лауреатом приза "За вклад в операторское искусство" имени Сергея Урусевского стал патриарх нашего кино Анатолий Анатольевич Петрицкий. Зал бурными аплодисментами сопровождал каждый кадр большого мастера: светящиеся глаза Людмилы Савельевой - Наташи Ростовой ("Война и мир"), пробег Оленьки - Галины Беляевой ("Мой ласковый и нежный зверь"), танец Валико и Рубена - Бубы Кикабидзе и Фрунзика Мкртчяна ("Мимино"). Лауреата в номинации "Операторское признание" Сергея Астахова ("Брат", "Бедный, бедный Павел") в профессиональной среде называют Левшой. Еще будучи студентом, он славился умением совершенствовать любую операторскую технику. Одним из первых Сергея Астахова поздравил председатель Союза кинематографистов Никита Михалков с дочерьми Надей и Анной. Кстати, именно Анна Михалкова семь лет назад стала инициатором "Белого квадрата".

Уже с первого года церемония покорила кинообщественность лаконичностью. Операторы - люди дела. Поэтому на представление шести номинантов, объявление лауреата и вручение двух-трех почетных наград всегда уходит лишь час с небольшим. В этом году к традиционному регламенту добавился почетный гость - президент Европейской ассоциации кинооператоров IMAGO Найджел Уолтерс ("Вокруг света за 80 дней"), но и он, приветствуя собравшихся, был по-британски краток.

Каждого из номинантов сопровождала группа поддержки. Например, в окружение Романа Васьянова ("Стиляги") входила Оксана Акиньшина, несказанно похорошевшая после рождения сына. Вопреки домыслам папарацци за ней трогательно ухаживал супруг - глава компании "Планета Информ" Дмитрий Литвинов. Отсутствующую пятикратную номинантку "Белого квадрата" Марию Соловьеву ("Кромовъ") представлял ее племянник Максим. Школьник младших классов с достоинством выдержал фотосессию и гордо отвечал, что Мария Валентиновна занята на работе. За будущего лауреата - кинооператора фильма "Одна война" Руслана Герасименкова болели супруга-документалист, педагог ВГИКа Светлана Музыченко, режиссер Вера Глаголева, продюсер Наталья Иванова и колорист Тимофей Голобородько.

Кинооператоры, не привыкшие к громкой славе, на один вечер стали героями фото- и телерепортажей. Организаторы, устроившие вечер в спортивном комплексе "Крылья Советов", всячески старались обыграть расположенный в центре зала ринг. Актер театра "Сатирикон" Григорий Сиятвинда, представляя номинантов, читал рэп и добросовестно старался перекричать гитарные рифы и ударную установку. В общем, огорчили только два момента. Во-первых, во время демонстрации исторического ролика стало очевидно, что молодое поколение не узнает великих мастеров прошлого - Анатолия Головню, Александра Гальперина, Бориса Волчека, Леонида Косматова. А ведь церемония была посвящена 90-летию кузницы операторских кадров - ВГИКа.

Во-вторых, лишь номинанты и немногие гости постарались соблюсти черно-белый дресс-код. А ведь когда-то на "Белых квадратах" в смокинги одевались все члены операторской гильдии, что придавало вечеру особый шик и стиль. В этом же году большинство предпочло разноцветные варианты casual. Что, впрочем, соответствует новой моде - повальной колоризации черно-белой советской классики...

Плюс колоризация всей страны

О раскраске фильмов прошлых лет кинооператоры высказываются очень осторожно - мол, это нарушение целостности произведения, но, наверное, современному телезрителю это нравится. А раз телепоказ старого фильма в новых одеждах обеспечивает рейтинг, с этим не поспоришь. Причина такой осторожности в том, что кинооператоры не упоминаются в законе об авторских правах. И такое положение не только в России. Недаром президент IMAGO Найджел Уолтерс подчеркнул, что Европейская ассоциация поддерживает всех, кто борется за свои права. В мае в Вене состоится конференция, где охрана авторских прав операторов станет главным вопросом.

В Европе есть прекрасный пример, когда немецкому оператору Йосту Вакано ("Подводная лодка") после многолетней борьбы в судах удалось внести в закон страны поправку о признании кинооператора соавтором аудиовизуального произведения. Будь у нас прописана аналогичная норма, все вопросы по колоризации решали бы сами операторы. А пока президент гильдии Игорь Клебанов и завкафедрой кинооператорского мастерства ВГИКа Вадим Юсов высказали пожелание, чтобы инициаторами обсуждения этого вопроса стали киноведы. Оба они не слишком верят, что повальную колоризацию можно остановить.

"Известия" продолжат тему. В ближайшее время о колоризации выскажется генеральный директор кинокомпании "Крупный план" Виктор Рабинков.

Анатолий Петрицкий,
лауреат премии "За вклад в операторское искусство" имени Сергея Урусевского

Могу ли я считать "Войну и мир" главным фильмом моей жизни? Конечно, он стал для меня родным, потому что в съемки вкладывались не только физические, но и все душевные силы. Но были и другие фильмы, которые радовали сотрудничеством с большими режиссерами. Например, Эмиль Лотяну и "Мой ласковый и нежный зверь", Георгий Данелия и "Мимино"...

Руслан Герасименков,
лауреат премии "Белый квадрат"

Фильм "Одна война" интересен сложной историей, которая требовала поисков изобразительного решения. Действие происходит на Севере, где особо не поиграешь с цветом. Мы хотели погрузить зрителя в почти документальную атмосферу, и, надо сказать, дождь, град, туман - словом, фактура самой природы - в фильме аутентичны. Многие эпизоды снимались ручной камерой, часто менялся ритм внутри кадра.

Комментарии
Прямой эфир