Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Политика
Песков заявил о неизменности целей СВО
Политика
Лавров назвал чистосердечным признанием слова Борреля о войне Европы против РФ
Мир
В Кремле призвали к сдержанности на фоне эскалации между Ираном и Израилем
Мир
Экспорт газа РФ по «Турецкому потоку» в страны ЕС остался рекордным
Экономика
В ЦБ сообщили о росте средств россиян на банковских вкладах
Политика
Медведев назвал вероятным решение Запада о ликвидации Зеленского
Мир
Байба Браже стала новой главой МИД Латвии
Общество
Минздрав заявил о достижении всех показателей проекта «Здравоохранение» в 2023 году
Мир
В Париже запретили акцию против расизма и исламофобии
Общество
Более 400 домов в Оренбургской области за сутки освободились от воды
Мир
В Палестине озвучили намерение продолжать отстаивать свои права в ООН
Общество
Минобрнауки прокомментировало увольнение ректора Института русского языка
Мир
Страны G7 19 апреля обсудят ситуацию вокруг удара Израиля по Ирану
Экономика
Эксперт указал на использование США стран ЕС для пополнения своего бюджета
Мир
В Кремле указали на индивидуальный характер ограничений поездок чиновников за рубеж
Общество
В Курганской области подтоплены почти 2 тыс. жилых и около 3,4 тыс. дачных домов

С доставкой на дом

Количество российских абонентов широкополосного доступа в интернет в прошлом году увеличилось на 36% - до 11,3 млн, подсчитали аналитики ACM-Consulting. И эти цифры свидетельствуют о том, что беспроводной доступ в глобальную Сеть еще не вытесняет стационарные технологии.
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Количество российских абонентов широкополосного доступа в интернет в прошлом году увеличилось на 36% - до 11,3 млн, подсчитали аналитики ACM-Consulting. И эти цифры свидетельствуют о том, что беспроводной доступ в глобальную Сеть еще не вытесняет стационарные технологии.

За последние 10 лет число домохозяйств, имеющих доступ в интернет, увеличилось в 30 раз. Наибольшее проникновение интернета зафиксировано в Москве. По столичным округам на первое место вышел Северо-Западный регион. 72% россиян не изменили свое поведение в отношении использования интернета в период кризиса. Этими цифрами оперирует исследовательская компания GfK, которая представила свой общероссийский отчет в начале текущего месяца.

В том, что телекоммуникационная отрасль уже на подъеме, маркетологи не сомневаются. Оборот рынка в 2009 году составил 2,7 млрд долларов. По этому показателю рынок вырос на 60%. В роли живительной влаги - домашние пользователи интернета, которым, как приятно сознавать операторам связи, давно уже недостаточно одной лишь корпоративной связи. Окно в мир Сети хочется открывать и дома - тем более что количество дополнительных сервисов растет буквально с каждым месяцем. Число новых абонентов в 2009 году увеличилось на 3 млн - до 11,3 млн клиентов. Быстрее всего в прошлом году абонентская база росла у "Центртелекома". За второе полугодие компания увеличила число пользователей на 45%, и теперь ее услугами пользуется 1,14 млн человек. Но лидером по числу подключений, как гласит исследование ACM-Consulting, остается "Комстар-ОТС" с долей рынка в 10,6%. В спину этим телекоммуникационным передовикам дышит "Вымпелком", чья доля составляет 9,5%. И большой кусок рынка (41%) приходится на 6 дочерних компаний "Связьинвеста". Но это все общая картина мира. Между тем нам интересны частности.

Все дело в скоростях

Беспроводная связь - 3G и WiMAX, которые могут конкурировать с технологией ADSL по скорости, - только начинает становиться массовой. По данным GfK на сентябрь 2009 года, широкополосным стационарным доступом пользуется максимум абонентов - 59%. Впрочем, внушительные показатели и у мобильных посетителей интернета. С помощью беспроводного соединения через сотовые телефоны и коммуникаторы в Сети появляется ровно половина пользователей. Тогда как ADSL - это 44%, а дуэт WiMax и WiFi - и вовсе 27%.

Технология ADSL устаревает? Пользователи все чаще отдают предпочтение беспроводной связи? Эти вопросы звучат все чаще и громче. Но однозначные ответы сегодня вряд ли возможно получить. "С одной стороны, у ADSL есть ограничения пропускной способности полосы, с другой - охват сетей, построенных по такой технологии, в Москве, да и в целом по России самый большой", - рассуждает Ольга Кононова, директор по маркетингу компании "Национальные кабельные сети". Однако не случайно магистральные сети ADSL-провайдеров в большинстве своем построены на оптоволокне. Со снижением стоимости развертывания распределительных сетей по технологии FTTН подключение по медным проводам будет терять свои позиции. Преимущество получат те игроки, у кого уже сейчас оптоволокно подведено к дому. "Но ситуация с основным домашним подключением в ближайшее время вряд ли претерпит изменения - все существующие ныне технологии (DOCSIS, ADSL, Ethernet) останутся, - не сомневается Кононова. - Однако как наиболее перспективный способ организации доступа можно выделить все-таки последний, ведь интернет-контент становится тяжелее и объемы трафика растут. Доля Ethernet-подключений должна увеличиться".

У фиксированного домашнего интернета по-прежнему радужное будущее, уверены провайдеры. "Потому как мобильный интернет всегда будет ограничен по емкости и скорости, радиочастотный ресурс лимитирован и дороже, чем ресурс оптоволокна", - комментируют в пресс-службе МТС, не забывая напомнить о все более значимой роли беспроводной связи 3G.

Файлы из розетки

Далеко не каждый рядовой пользователь интернета слышал об адаптерах, с помощью которых можно передавать данные... через электрические розетки. Существуют, к примеру, Ethernet-адаптеры разных производителей, которые позволяют через электросеть транслировать высококачественное видео (в том числе HDTV), голосовые данные и проч. Сама технология называется PLC (Power Line Communication), и относить ее к категории совершенно новых уже нельзя.

Устройство подключается непосредственно к электрической розетке без использования дополнительного шнура питания. При этом для установки сети новые кабели или провода не нужны, а электрический ток не влияет на передачу данных, поскольку передается на другой частоте. При этом скорость передачи данных может составлять до 200 Мбит/с. Фантастика! К которой некоторые игроки рынка относятся скептически - и не без обоснований. "В связи с невысоким качеством наших электрических сетей (особенно в домах 70-90-х годов постройки), а также очень сильными перепадами и скачками напряжения в сети данная технология в России не получила распространения и вряд ли в будущем сможет претендовать на лидирующие позиции", - уверен Тимур Аляутдинов, руководитель службы проводного интернета ГК "Вымпелком".

"Я бы не стал переоценивать потенциал технологии PLC, - говорит Михаил Бодягин, аналитик iKS-Consulting. - Основные ее недостатки - относительно невысокая скорость и небольшое расстояние передачи данных. Впрочем, эта технология может быть интересна в качестве решения для разводки "последнего метра" сети". Но, как уверены эксперты, серьезных рыночных перспектив у PLC как самостоятельной технологии нет. Да и практика показывает, что при передаче сигналов в бытовой электросети могут возникать затухания в передающей функции на определенных частотах. А это приводит к потере данных. Так что надежность технологии ставится под сомнение.

По скандинавскому сценарию

Куда меньше сомнений у аналитиков вызывает сценарий развития отечественного домашнего интернета. И в Европе, и в России подавляющее большинство пользователей, заинтересованных в пребывании в Сети, доступ уже получили. Вполне вероятно, что в России сложится ситуация, характерная для скандинавских стран. "Рано или поздно проникновение достигнет отметки порядка 60-80%, развитие рынка замедлится, и единственным способом для появления здесь новых игроков станет поглощение, - считает Тимур Аляутдинов. - Вероятнее всего череда слияний и поглощений приведет к тому, что на рынке останется максимум четыре крупных игрока. Но в то же время такого четкого разделения, как в сотовой связи, не будет, так как порог для вхождения на рынок широкополосного доступа (ШПД) очень низкий". Значит, останется множество мелких провайдеров, обеспечивающих интернетом, например, один микрорайон или небольшой город.

В крупных городах (Москве, Санкт-Петербурге и других миллионниках) ценовая конкуренция провайдеров проводного интернета в целом закончилась. Скоро и в небольших городах у каждого абонента будет выбор из нескольких провайдеров, присутствующих в его доме, и ценовая конкуренция также прекратится. Основную роль начнут играть не цены, а те дополнительные преимущества, которые готов предложить провайдер, - быстрое обслуживание, качество сети, дополнительные услуги, такие, например, как настройка оборудования и т.д.

"За последний год стоимость услуг доступа в интернет в крупных городах не уменьшилась", - констатирует Ольга Кононова. Зато борьба провайдеров переместилась в другую плоскость - идет война скоростей. На данный момент провайдеры нащупали наиболее приемлемый для потребителя уровень цен. Однако за два последних года показатель средней выручки с абонента (ARPU) снизился на 20%, по данным iKS-Consulting. В отдельных регионах цены будут падать и дальше, но в целом по рынку ARPU стабилизируется в течение 2010 года. "А в дальнейшем возможен и его рост: за 2010-2011 годы рынок ШПД на уровне отдельных городов приобретет олигопольную структуру с небольшим количеством игроков, которые скорее всего будут придерживаться схожей ценовой политики", - прогнозирует Михаил Бодягин.

Эффективные сервисы

При равных скоростях и ценах те или иные операторы пекут свои "пряники", которыми и привлекают новых абонентов. Повысить удовлетворенность клиентов сегодня можно с помощью введения дополнительных услуг, в первую очередь касающихся сервиса: например, выезд технического специалиста для ремонта оборудования, подключение проводного интернета в выходной день. "Также важными становятся дополнительные средства управления услугой - возможность пользоваться интернетом в кредит (доверительный платеж), блокировать доступ на время отсутствия, смотреть IPTV и т.д.", - подсказывает Тимур Аляутдинов.

Дополнительные сервисы - эффективный инструмент для удержания текущих клиентов, но для привлечения новых абонентов нужны дополнительные драйверы, считают в компании "Национальные кабельные сети". По-прежнему действенны маркетинговые акции, предлагающие льготные условия пользования услугой, например "два месяца по цене одного". Но просто "подсадить" абонента недостаточно. Пользователю нужно, чтобы "интернет нормально работал": связь была стабильной, провайдер не занижал обещанные по тарифу скорости, а для того, чтобы задать вопрос оператору, не приходилось по полчаса висеть на трубке. "Сейчас, когда операторы борются в основном за переподключения, качество сервиса и может стать тем самым "пряником", - заключает Ольга Кононова.

Очевидное завтра

По прогнозам iKS-Consulting, в 2010 году доля технологии DSL на российском рынке широкополосного доступа будет расти; росла она и на протяжении последних лет (по состоянию на конец 2009 года составила 46%). Эта тенденция объясняется тем, что рынок ШПД в крупных городах близок к насыщению и новые абоненты активно подключаются в средних и малых городах, где зачастую DSL является если не единственным, то просто более доступным и дешевым решением. Внедрение этой технологии осуществляется в основном силами МРК "Связьинвест", а инфраструктура фиксированных сетей этой компании охватывает большинство населенных пунктов России.

"Таким образом, "хоронить" DSL преждевременно: для многих регионов нашей страны эта технология еще достаточно долго будет обеспечивать широкополосный доступ для населения и организаций, - уверен Михаил Бодягин. - Ожидается, что до 2011 года рост количества пользователей ШПД в регионах будет увеличивать долю DSL в структуре абонентов". Тем не менее к 2012 году возможен перелом этого тренда из-за частичного перехода абонентов на FTTx-сети. Во-первых, технология DSL будет не способна эффективно справляться со все возрастающими объемами "тяжелого" трафика. Во-вторых, в 2010 году крупнейшие российские FTTx-операторы вернулись к докризисным планам по строительству оптико-волоконных сетей. Один только холдинг "ЭР-Телеком" планирует увеличить совокупную базу FTTx-абонентов с 1 до 10 млн домохозяйств к 2014 году.

Разумеется, речь идет о рынке в целом. На уровне отдельных городов ситуация выглядит очень по-разному: так, в крупных городах доля FTTx-абонентов традиционно намного выше, чем в целом по стране. "Если говорить о тенденциях, то рынок широкополосного интернета в крупных городах неизбежно стремится к московским-питерским показателям - и по скоростям доступа, и по ценам на услуги", - считают аналитики iKS-Cinsulting. Если сейчас абоненты в городах-миллионниках подключаются в основном на безлимитные тарифы со скоростью доступа 2-3 Мбит/с, то через полтора года заметно вырастет популярность тарифов 10-15 Мбит/с. Так что все дело в скоростях.

Комментарии
Прямой эфир