С доставкой на дом
Количество российских абонентов широкополосного доступа в интернет в прошлом году увеличилось на 36% - до 11,3 млн, подсчитали аналитики ACM-Consulting. И эти цифры свидетельствуют о том, что беспроводной доступ в глобальную Сеть еще не вытесняет стационарные технологии.
За последние 10 лет число домохозяйств, имеющих доступ в интернет, увеличилось в 30 раз. Наибольшее проникновение интернета зафиксировано в Москве. По столичным округам на первое место вышел Северо-Западный регион. 72% россиян не изменили свое поведение в отношении использования интернета в период кризиса. Этими цифрами оперирует исследовательская компания GfK, которая представила свой общероссийский отчет в начале текущего месяца.
В том, что телекоммуникационная отрасль уже на подъеме, маркетологи не сомневаются. Оборот рынка в 2009 году составил 2,7 млрд долларов. По этому показателю рынок вырос на 60%. В роли живительной влаги - домашние пользователи интернета, которым, как приятно сознавать операторам связи, давно уже недостаточно одной лишь корпоративной связи. Окно в мир Сети хочется открывать и дома - тем более что количество дополнительных сервисов растет буквально с каждым месяцем. Число новых абонентов в 2009 году увеличилось на 3 млн - до 11,3 млн клиентов. Быстрее всего в прошлом году абонентская база росла у "Центртелекома". За второе полугодие компания увеличила число пользователей на 45%, и теперь ее услугами пользуется 1,14 млн человек. Но лидером по числу подключений, как гласит исследование ACM-Consulting, остается "Комстар-ОТС" с долей рынка в 10,6%. В спину этим телекоммуникационным передовикам дышит "Вымпелком", чья доля составляет 9,5%. И большой кусок рынка (41%) приходится на 6 дочерних компаний "Связьинвеста". Но это все общая картина мира. Между тем нам интересны частности.
Все дело в скоростях
Беспроводная связь - 3G и WiMAX, которые могут конкурировать с технологией ADSL по скорости, - только начинает становиться массовой. По данным GfK на сентябрь 2009 года, широкополосным стационарным доступом пользуется максимум абонентов - 59%. Впрочем, внушительные показатели и у мобильных посетителей интернета. С помощью беспроводного соединения через сотовые телефоны и коммуникаторы в Сети появляется ровно половина пользователей. Тогда как ADSL - это 44%, а дуэт WiMax и WiFi - и вовсе 27%.
Технология ADSL устаревает? Пользователи все чаще отдают предпочтение беспроводной связи? Эти вопросы звучат все чаще и громче. Но однозначные ответы сегодня вряд ли возможно получить. "С одной стороны, у ADSL есть ограничения пропускной способности полосы, с другой - охват сетей, построенных по такой технологии, в Москве, да и в целом по России самый большой", - рассуждает Ольга Кононова, директор по маркетингу компании "Национальные кабельные сети". Однако не случайно магистральные сети ADSL-провайдеров в большинстве своем построены на оптоволокне. Со снижением стоимости развертывания распределительных сетей по технологии FTTН подключение по медным проводам будет терять свои позиции. Преимущество получат те игроки, у кого уже сейчас оптоволокно подведено к дому. "Но ситуация с основным домашним подключением в ближайшее время вряд ли претерпит изменения - все существующие ныне технологии (DOCSIS, ADSL, Ethernet) останутся, - не сомневается Кононова. - Однако как наиболее перспективный способ организации доступа можно выделить все-таки последний, ведь интернет-контент становится тяжелее и объемы трафика растут. Доля Ethernet-подключений должна увеличиться".
У фиксированного домашнего интернета по-прежнему радужное будущее, уверены провайдеры. "Потому как мобильный интернет всегда будет ограничен по емкости и скорости, радиочастотный ресурс лимитирован и дороже, чем ресурс оптоволокна", - комментируют в пресс-службе МТС, не забывая напомнить о все более значимой роли беспроводной связи 3G.
Файлы из розетки
Далеко не каждый рядовой пользователь интернета слышал об адаптерах, с помощью которых можно передавать данные... через электрические розетки. Существуют, к примеру, Ethernet-адаптеры разных производителей, которые позволяют через электросеть транслировать высококачественное видео (в том числе HDTV), голосовые данные и проч. Сама технология называется PLC (Power Line Communication), и относить ее к категории совершенно новых уже нельзя.
Устройство подключается непосредственно к электрической розетке без использования дополнительного шнура питания. При этом для установки сети новые кабели или провода не нужны, а электрический ток не влияет на передачу данных, поскольку передается на другой частоте. При этом скорость передачи данных может составлять до 200 Мбит/с. Фантастика! К которой некоторые игроки рынка относятся скептически - и не без обоснований. "В связи с невысоким качеством наших электрических сетей (особенно в домах 70-90-х годов постройки), а также очень сильными перепадами и скачками напряжения в сети данная технология в России не получила распространения и вряд ли в будущем сможет претендовать на лидирующие позиции", - уверен Тимур Аляутдинов, руководитель службы проводного интернета ГК "Вымпелком".
"Я бы не стал переоценивать потенциал технологии PLC, - говорит Михаил Бодягин, аналитик iKS-Consulting. - Основные ее недостатки - относительно невысокая скорость и небольшое расстояние передачи данных. Впрочем, эта технология может быть интересна в качестве решения для разводки "последнего метра" сети". Но, как уверены эксперты, серьезных рыночных перспектив у PLC как самостоятельной технологии нет. Да и практика показывает, что при передаче сигналов в бытовой электросети могут возникать затухания в передающей функции на определенных частотах. А это приводит к потере данных. Так что надежность технологии ставится под сомнение.
По скандинавскому сценарию
Куда меньше сомнений у аналитиков вызывает сценарий развития отечественного домашнего интернета. И в Европе, и в России подавляющее большинство пользователей, заинтересованных в пребывании в Сети, доступ уже получили. Вполне вероятно, что в России сложится ситуация, характерная для скандинавских стран. "Рано или поздно проникновение достигнет отметки порядка 60-80%, развитие рынка замедлится, и единственным способом для появления здесь новых игроков станет поглощение, - считает Тимур Аляутдинов. - Вероятнее всего череда слияний и поглощений приведет к тому, что на рынке останется максимум четыре крупных игрока. Но в то же время такого четкого разделения, как в сотовой связи, не будет, так как порог для вхождения на рынок широкополосного доступа (ШПД) очень низкий". Значит, останется множество мелких провайдеров, обеспечивающих интернетом, например, один микрорайон или небольшой город.
В крупных городах (Москве, Санкт-Петербурге и других миллионниках) ценовая конкуренция провайдеров проводного интернета в целом закончилась. Скоро и в небольших городах у каждого абонента будет выбор из нескольких провайдеров, присутствующих в его доме, и ценовая конкуренция также прекратится. Основную роль начнут играть не цены, а те дополнительные преимущества, которые готов предложить провайдер, - быстрое обслуживание, качество сети, дополнительные услуги, такие, например, как настройка оборудования и т.д.
"За последний год стоимость услуг доступа в интернет в крупных городах не уменьшилась", - констатирует Ольга Кононова. Зато борьба провайдеров переместилась в другую плоскость - идет война скоростей. На данный момент провайдеры нащупали наиболее приемлемый для потребителя уровень цен. Однако за два последних года показатель средней выручки с абонента (ARPU) снизился на 20%, по данным iKS-Consulting. В отдельных регионах цены будут падать и дальше, но в целом по рынку ARPU стабилизируется в течение 2010 года. "А в дальнейшем возможен и его рост: за 2010-2011 годы рынок ШПД на уровне отдельных городов приобретет олигопольную структуру с небольшим количеством игроков, которые скорее всего будут придерживаться схожей ценовой политики", - прогнозирует Михаил Бодягин.
Эффективные сервисы
При равных скоростях и ценах те или иные операторы пекут свои "пряники", которыми и привлекают новых абонентов. Повысить удовлетворенность клиентов сегодня можно с помощью введения дополнительных услуг, в первую очередь касающихся сервиса: например, выезд технического специалиста для ремонта оборудования, подключение проводного интернета в выходной день. "Также важными становятся дополнительные средства управления услугой - возможность пользоваться интернетом в кредит (доверительный платеж), блокировать доступ на время отсутствия, смотреть IPTV и т.д.", - подсказывает Тимур Аляутдинов.
Дополнительные сервисы - эффективный инструмент для удержания текущих клиентов, но для привлечения новых абонентов нужны дополнительные драйверы, считают в компании "Национальные кабельные сети". По-прежнему действенны маркетинговые акции, предлагающие льготные условия пользования услугой, например "два месяца по цене одного". Но просто "подсадить" абонента недостаточно. Пользователю нужно, чтобы "интернет нормально работал": связь была стабильной, провайдер не занижал обещанные по тарифу скорости, а для того, чтобы задать вопрос оператору, не приходилось по полчаса висеть на трубке. "Сейчас, когда операторы борются в основном за переподключения, качество сервиса и может стать тем самым "пряником", - заключает Ольга Кононова.
Очевидное завтра
По прогнозам iKS-Consulting, в 2010 году доля технологии DSL на российском рынке широкополосного доступа будет расти; росла она и на протяжении последних лет (по состоянию на конец 2009 года составила 46%). Эта тенденция объясняется тем, что рынок ШПД в крупных городах близок к насыщению и новые абоненты активно подключаются в средних и малых городах, где зачастую DSL является если не единственным, то просто более доступным и дешевым решением. Внедрение этой технологии осуществляется в основном силами МРК "Связьинвест", а инфраструктура фиксированных сетей этой компании охватывает большинство населенных пунктов России.
"Таким образом, "хоронить" DSL преждевременно: для многих регионов нашей страны эта технология еще достаточно долго будет обеспечивать широкополосный доступ для населения и организаций, - уверен Михаил Бодягин. - Ожидается, что до 2011 года рост количества пользователей ШПД в регионах будет увеличивать долю DSL в структуре абонентов". Тем не менее к 2012 году возможен перелом этого тренда из-за частичного перехода абонентов на FTTx-сети. Во-первых, технология DSL будет не способна эффективно справляться со все возрастающими объемами "тяжелого" трафика. Во-вторых, в 2010 году крупнейшие российские FTTx-операторы вернулись к докризисным планам по строительству оптико-волоконных сетей. Один только холдинг "ЭР-Телеком" планирует увеличить совокупную базу FTTx-абонентов с 1 до 10 млн домохозяйств к 2014 году.
Разумеется, речь идет о рынке в целом. На уровне отдельных городов ситуация выглядит очень по-разному: так, в крупных городах доля FTTx-абонентов традиционно намного выше, чем в целом по стране. "Если говорить о тенденциях, то рынок широкополосного интернета в крупных городах неизбежно стремится к московским-питерским показателям - и по скоростям доступа, и по ценам на услуги", - считают аналитики iKS-Cinsulting. Если сейчас абоненты в городах-миллионниках подключаются в основном на безлимитные тарифы со скоростью доступа 2-3 Мбит/с, то через полтора года заметно вырастет популярность тарифов 10-15 Мбит/с. Так что все дело в скоростях.