Родственники ищут героев Бородина

Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА) начался с создания в России в 1797 году "Собственного Его Императорского Величества депо военных карт". Это, конечно, чудо: в нем сохранен в деталях огромный отрезок времени, заполненный войнами, восстаниями. И сегодня открыт для каждого обращающегося к военному прошлому по служебной ли надобности или научному увлечению. А с недавних пор - еще и по личному интересу. "Мы никогда не были востребованы гражданами так, как сейчас, и считаем эту работу своей особой гуманитарной миссией", - говорит директор РГВИА Ирина Гаркуша. Вот что рассказали нашему обозревателю Ирина Гаркуша и начальник отдела информационного обеспечения и публикации документов Валерий Шабанов.
известия: Ирина Олеговна, вот эта пачка писем на вашем столе - за сколько дней?
Ирина Гаркуша: За один - утром принесли. Люди ищут дальних предков-военных. Наш архив заканчивается 1918 годом. Все, что дальше, - советская военная история - в Российском государственном военном архиве и Центральном архиве Министерства обороны. А у нас - войны Петра I, Отечественная 1812 года, Кавказская, Крымская, Русско-японская, Первая мировая.
и: Неужели находите и через века?
Гаркуша: Конечно. Но, вообще, самая "удачливая" - Русско-японская. По Первой мировой отыскиваем половину. Главное, чего люди ждут от нас: где воевал, чем отличился, где сложил голову? Правда ли, как уверяют семейные предания, награжден Георгиевским Крестом? "Егорий" был знаменитой и единственной солдатской наградой, имел четыре степени. А офицерской - орден Святого Георгия. Самое важное, что люди хотят узнать: какой подвиг совершил?
Почему вдруг такой всплеск интереса? Причин много. В 30-40-е годы беспамятство было условием выживания. Вопрос из обычной анкеты отдела кадров: "Кем были родители до 1917 года?". Не дай Бог, дворяне, священник или просто крепкие хозяева. То есть классовые враги. А когда кончились страхи, люди все равно еще долго не представляли себе, что это за контора - архив. Оказалось, не пыльный склад каких-то бумаг, а учреждение, где могут отыскать подробности далекого прошлого семьи. Причем не только знаменитой, а любой.
Стало престижно гордиться именем предков, их ратной биографией. Но - хватились, а даже отчество прадеда неизвестно. Все сожжено, выброшены реликвии, переписка, портреты.
Среди посетителей и авторов писем становится заметно больше молодежи. Росту интереса к отечественной военной истории способствуют серьезные газеты, в том числе "Известия" - за что спасибо, - радиопередачи, кино и романы, даже псевдоисторические. И, главное, хорошие школы, умные учителя. Очень поднимает исторический дух празднование Дня Победы. Он встраивается в вековую историю, в которой мы и ищем судьбу одного солдата.
и: Валерий Михайлович, с чего начинаете искать?
Валерий Шабанов: Есть несколько отправных документов. Сразу предупреждаю ваших читателей: если нет названия либо номера воинской части, шансов мало. Во всех военных архивах документы хранятся по полка?м, где составлялись послужные списки с достаточным набором данных.
С рядовыми гораздо сложнее, чем с офицерами, на них послужные списки заводили редко, только в знаменитых лейб-гвардейских полка?х. Другая сокровищница - фонд инспекторского департамента военного министерства с офицерами и, к счастью, с нижними чинами. Еще - переписка и пенсионные дела в фондах Главного штаба.
Сложнее всего, интереснее "вычислить" возможный документ, который ответит на запрос. Ответ может быть где угодно - в бумаге на выдачу жалованья, довольствия, в перечне получивших посылки из дома, больных, убывших, прибывших, в фонде военного министра Барклая-де-Толли, в канцелярии генерала-фельдмаршала Потемкина.
Ищут наши сотрудники с рвением и с пониманием чувств людей, которые ждут от нас чуда. Вот недавний пример. Прочел человек, приезжий из Сочи, в Галерее воинской славы храма Христа Спасителя имя подпоручика Воронежского полка Ивана Андреевича Барановского и почти уверился: это - его прямой предок. Написал нам, что тот был ранен в Бородинском сражении при обороне батареи Раевского. Мы посмотрели документы Воронежского полка. Есть Барановский Михаил Иванович, был ранен в левую ногу. Отец и сын? Но они однолетки. Конечно, путаница в запросе: Воронежского полка в Бородине не было. Какие полки там сражались - известно, перешерстили их и обнаружили Ивана Андреевича в 18-м егерском. Ранен был "пулей в лоб сколзом"... Вот так мы работаем.
Валерий Шабанов показал нам некоторые письма и прокомментировал их.
Солдаты звали ее "Святая Римма"
Мой дед Андрейчук Иван Ульянович всю Первую мировую войну провел в окопах. Вернулся с Георгиевскими Крестами, но их у него украли. Если возможно, сообщите, за что был награжден дед. Родом он с Украины, Волынская область, село Озеро. У него было прозвище Минчук. И с фамилией то же самое - Андрейчук или Андрийчук, на украинский манер.
Василий Степанович Андрейчук, Хабаровск
Сообщаем, что в приказе по 31-му Армейскому корпусу за N 419 от 7 ноября 1915 года значится полковой санитар 105-го пехотного Оренбургского полка Иван Ульянович Андрейчук, представленный к награждению Георгиевской медалью 3-й степени за то, что "в бою 8, 9 и 10 сентября у деревень Ялгца и Мокрая Дуброва, находясь в передовом окопе под ураганным и действительным артиллерийским и ружейным огнем с явной опасностью для жизни, проявил выдающиеся самоотвержение и мужество, оказывая помощь, перевязывая и вынося раненых с боя, а также вынес тело павшей героической смертью сестры милосердия Риммы Михайловны Ивановой".
Шабанов: В начале 1915 года двадцатилетняя Римма Иванова добровольно ушла на фронт. Сначала - в 83-й пехотный Самурский полк под именем санитара Ивана Иванова. Потом, уже как Иванова, поступила в 105-й пехотный Оренбургский, где полковым врачом служил ее брат Владимир. Вынесла с поля боя 600 раненых. Солдаты называли ее "Святой Риммой". 9 сентября, когда одна из рот после гибели офицеров стала отходить, Римма сама повела солдат в атаку. Враг был опрокинут, а она - смертельно ранена. Единственная в России женщина, награжденная офицерским орденом Святого Георгия 4-й степени. Увы, посмертно.
Все они были белые офицеры
Хочу выразить благодарность за сведения о моих предках. В свою очередь, сообщаю вам данные о судьбе Георгиевского кавалера, моего прадеда Георгия Николаевича Вирановского после 1917 года. Он, как и его братья, племянники и сыновья, стал участником Белого движения. Однако деятельность в Гражданской войне выпала лишь на последний ее период. Это было связано с его неприязнью к А.И. Деникину (зато сильно доверял Корнилову). Он сохранил хорошие отношения с адмиралом А.В. Колчаком, с которым познакомился еще до Первой мировой войны при охране дачи императора Николая II в Ливадии. Находясь с женой и младшим сыном Николаем в Одессе, Георгий Николаевич, опасаясь ареста большевиками, решил ехать к Колчаку в Омск. Пообещал жене и сыну, что из каждого порта будет высылать открытку. До Омска добрался, но в это время (около ноября-декабря 1919 года) движение Колчака было уже в стадии разгрома, Колчак назначил его главнокомандующим отступающих войск. Попав в плен к красным, Вирановский был арестован и определен в омскую тюрьму, где умер от тифа в 1920 году. Для большего представления о всех моих предках добавлю, что они были все высокого роста.
Борис Георгиевич Вирановский.
"Вернем деда на Родину"
Пишет вам Халтурина Тамара Ильинична, внучка Рослякова Дмитрия Михайловича, рождения 13 мая 1885 года. Он ушел на войну в 1914-м, осталась годовалая дочь, то есть моя мама. Бабушка получала письма... Потом пришла весточка: пропал без вести. Но она все не верила, ждала до конца жизни. Было 5 внуков, 6 правнуков. Мы ее очень любили, помним, чтим. Учила нас правильно жить. Документы на деда пропали... Мы, 5 внуков, порешаем деда вернуть на Родину. Хотя бы дату кончины знать. Где останки? Где его теперь искать? Просьба ответить ценным письмом - сейчас почту воруют, рвут, жгут. Заранее благодарна.
г. Киров.
В приказе N 36 по 18-му армейскому корпусу от 16 февраля 1916 года значится Дмитрий Росляков, награжденный Георгиевским Крестом 4-й степени с описанием подвига: "командовавший 2-м взводом 9-й роты 146-го Царицынского полка мл. унтер-офицер Дмитрий Росляков по собственному почину, первый во главе своего взвода, имея с собой 4 гренадер, бросился на противника в штыки, заставил его отступить и захватил 9 пленных".
За столь выдающийся подвиг награждаю младшего унтер-офицера Дмитрия Рослякова Георгиевским Крестом 4-й степени.
9 сего февраля от Главнокомандующего армий фронта была получена телеграмма: "Молодцу унтер-офицеру Царицынского полка Рослякову... взводу, показавшему пример соседям, мое братское спасибо".
Приказ прочесть во всех ротах, батареях, сотнях и командах.
Командующий корпусом генерал-лейтенант Берников.
Повзрослеете - ищите!
Поищите, пожалуйста, документы солдата Первой мировой войны, нашего деда Григория Петровича Пачина. Призван был из деревни Шувалово Пермского края. Сам старовер. Женат на староверке. Это наша бабушка. Был у них один сын Василий, мы - его дети, все рождения первых тридцатых годов. Известные годы. Нас, детей, разметало по разным местам. Летом 43-го, когда уже вторая война шла, мы, тогда школьники, приехали к дорогой нашей бабушке Ирине Ивановне в то же самое Шувалово. Она тогда нас собрала и сказала: "Станете взрослыми - ищите деда, ведь записан же он где-то!". В 49-м бабушки не стало. Годы летели. Сестры моей и брата уже нет, наши дети закончили вузы, и мне досталась доля: искать! Высылаю его фотографию: может, форма какую-нибудь подсказку даст? Успеть бы с вашим, надеюсь, успешным, ответом сходить в церковь, помолиться бабушкиной душе. Очень жду.
Тамара Васильевна Хомякова, Брянск
С Георгиевскими Крестами - на вторую войну
Поисковики Волгограда обнаружили во время Вахты Памяти в 2004 году останки красноармейца Аверина Николая Викторовича. Среди личных вещей была награда - Георгиевский Крест 3-й степени, N163153, а также адрес родных. Но наши поиски ничего не дали. А Аверин был снова похоронен - в индивидуальной могиле на Россошанском военном мемориале в 2005 году. Теперь мы просим выяснить место и дату рождения Аверина. Хотим передать награду его семье.
Г. Орешкина, директор муниципального учреждения "Мемориал", Волгоград
шабанов: Это не первое обращение директора в наш архив. Тогда по номеру Георгиевского Креста мы узнали имя, фамилию, возраст. Смертного медальона не было. Судя по немолодому возрасту Аверина, он, бывший младший унтер-офицер Императорской армии, ушел в Красную Армию добровольцем и погиб на этой своей второй войне под Сталинградом, сражаясь с тем же врагом, что и на первой. Крест взял с собой, вероятно, как память и талисман, как надежду. Мы продолжаем поиски.
Родословная казака Романа
Прошу Вас прислать мне информацию о моем прапрапрадеде Шкабура Иване Емельяновиче, вахмистре 1-го Екатеринодарского полка, полном Георгиевском кавалере за 1914-1916 гг.
Роман Старков, Краснодар
Уважаемый Роман! Сообщаем, что в приказе по 11-му Армейскому корпусу за N 342 от 5 декабря 1916 года значится вахмистр 1-го Екатеринодарского полка Иван Емельянович Шкабура, награжденный Георгиевским Крестом 1-й степени за N 15882, который ему был пожалован от Высочайшего имени Великим князем Георгием Михайловичем...
Получил ответ на мой запрос о моем прапрапрадеде И.Е. Шкабура. Вам благодарен за ваш труд. Для меня большое значение имеет эта информация. Вместе с бабушкой, учительницей истории, я составляю нашу казачью родословную. В Краснодарском краевом архиве нам удалось найти упоминание о нашем роде Прасол-Шкабура за 215 лет. В Кубанском казачьем войске хорошо велись документация и учет.
Высылаю Вам мою казачью родословную (схему). Всего в ней 135 Прасол и 89 Шкабура.
С уважением, Роман Старков, учащийся 3 "А" класса (казачьего) Краснодарской гимназии N 69
Редакция благодарит Валерия Шабанова