Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Литературный негр против трех мушкетеров

На французские экраны вышел фильм режиссера Сафи Неббу "Другой Дюма". Эта трагикомедия рассказывает о взаимоотношениях знаменитого писателя (его сыграл Жерар Депардье) со своим главным литературным негром - Огюстом Маке
0
В исполнении Жерара Депардье Александр Дюма упрям, как верблюд
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

На французские экраны вышел фильм режиссера Сафи Неббу "Другой Дюма". Эта трагикомедия рассказывает о взаимоотношениях знаменитого писателя (его сыграл Жерар Депардье) со своим главным литературным негром - Огюстом Маке.

"Дюма - это настоящий людоед, необузданный монстр, - восхищается своим персонажем Жерар Депардье. - Он никогда не делал секрета из того, что на него работают другие". "Дюма - лентяй и бездельник, - возражает актер Бенуа Пульворд, исполнитель роли Огюста Маке. - Он беззастенчив и безжалостен. Он писал ради денег, тогда как Маке был беззаветно предан литературе".

Прежде чем пойти в услужение Дюма, даровитый писатель, поэт и драматург Огюст Маке безуспешно пытался напечатать свои произведения. "Прекрасная вещь, - отвечали ему в издательствах, - но вас никто не знает. А нам нужны имена". В ту пору, чтобы заработать на жизнь, в роли литературных подмастерьев приходилось выступать многим известным литераторам. "Для Дюма сочиняли Теофиль Готье, Жерар де Нерваль, - отмечает Жерар Депардье. - А Жорж Санд писала для самого Бальзака". Это было время, когда газеты каждый день печатали романы с продолжениями, и угнаться за литературным конвейером в одиночку было практически невозможно.

Однажды поэт Жерар де Нерваль представил Александру Дюма своего друга Огюста Маке. Худосочный, молчаливый и замкнутый Маке был полной противоположностью толстяку, бонвивану и любимцу женщин Дюма. "Человек строгих нравов и оригинал, Маке работает больше всех на свете, сидит дома и мало говорит", - отзывался о своем соавторе Дюма.

Неутомимый труженик Маке придумывал сюжеты и строчил романы. Получив почти готовый продукт, Дюма шлифовал текст, добавлял забавные детали и сдавал главы в газету. Плодом такой кооперации стали бессмертные труды - "Три мушкетера", "Граф Монте-Кристо", "Королева Марго", "Виконт де Бражелон" и десяток других.

Дюма щедро платил соратнику, но подписывал романы только своим именем. Все притязания Маке на литературную славу получали отпор. И когда между соавторами вспыхнула ссора, Маке подал в суд. Он добивался того, чтобы его имя фигурировало на обложке рядом с именем Дюма, но проиграл один за другим три процесса. И все потому, что Маке, который защищал Дюма от обвинений в плагиате, однажды выдал ему бумагу о том, что не имеет никаких претензий.

В 1852 году, после десяти лет сотрудничества, дуэт распался. Дюма нашел новых подручных, а Огюст Маке стал публиковать собственные исторические романы. Они пользовались успехом, приносили хороший доход, но быстро канули в Лету. Маке пережил своего соавтора на 18 лет и умер в 1888 году. На его могильной плите начертаны названия романов, которые он написал для Дюма. "Бережливый Маке в отличие от Дюма, прожившего все свое состояние, умер человеком богатым, - резюмирует историю Бенуа Пульворд. - Но он не простил соавтору "Трех мушкетеров", что тот лишил его славы и успеха".

Тем не менее Огюст Маке вправе рассчитывать на литературный реванш. Французское издательство "Альтерди" к выходу фильма выпустило в свет две его книги - "Дом каторжника" и "Прекрасная Габриэль". "Разве это хуже Дюма?" - задается вопросом парижская критика.

Комментарии
Прямой эфир