Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
Кержаков станет главным тренером «Кармиотиссы»
Мир
Долю российского газа в Австрии оценили в 50%
Армия
Танкисты уничтожили укреппозиции противника и удержали оборону стратегического пункта
Мир
Прогноз МВФ относительно России назвали свидетельством неэффективности санкций Запада
Происшествия
Два взрыва произошли на пристройке к складу на юге Москвы
Общество
На Казанском вокзале заработала смотровая площадка
Мир
В Харьковской области демонтировали бюст Ватутина
Мир
Более 7300 человек были спасены в течение 20 часов после землетрясения в Турции
Общество
Никита Михалков вышел на сцену впервые после выписки из больницы
Мир
Число жертв землетрясения в Турции возросло до 2379
Мир
МВД Украины оценило сроки расследования крушения вертолета в Броварах в 1–2 месяца
Мир
В Тайване произошло землетрясение магнитудой 5,1

С крестом и светлым ликом

Такое решение принял фонд, носящий имя актера. Но надгробие установят летом - в годовщину смерти Петра Сергеевича, а на этой неделе в Театре эстрады прошел вечер "Памяти мастера". На сцену вышли друзья и коллеги Петра Вельяминова: Михаил Светин, Светлана Крючкова, Юрий Шевчук, худрук Театра комедии Татьяна Казакова
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Такое решение принял фонд, носящий имя актера. Но надгробие установят летом - в годовщину смерти Петра Сергеевича, а на этой неделе в Театре эстрады прошел вечер "Памяти мастера". На сцену вышли друзья и коллеги Петра Вельяминова: Михаил Светин, Светлана Крючкова, Юрий Шевчук, худрук Театра комедии Татьяна Казакова.

"Кепки-ватники смотрелись убедительно"

- Петр Вельяминов сыграл в кино более ста ролей, ярких, неповторимых, замечательных. Но "визитной карточкой" актера был и остался Захар Большаков, председатель колхоза, главный герой фильма "Тени исчезают в полдень", - говорит Татьяна Казакова, худрук Театра комедии, в котором Вельяминов играл последние годы. - Образ был настолько органичен, все эти кепки-ватники так убедительно на нем смотрелись, что зрителям и в голову не приходило, что Петр Сергеевич - аристократ до мозга костей.

И действительно, отец Петра Вельяминова - потомственный военный, выходец из древнего дворянского рода, известного на Руси с XI века. Если верить семейной легенде, родословная Вельяминовых восходит к племяннику норвежского короля Хокона II, который в 1027 году во главе трехтысячной дружины пришел служить Ярославу Мудрому. Вельяминовым был командующий Кавказской Черноморской оборонительной линией в войне 1812 года (в его честь императорским указом Туапсе был переименован в порт Вельяминовский) и Иркутский генерал-губернатор времен восстания декабристов. Представители славного рода Вельяминовых увековечены в Георгиевском зале Московского Кремля, портрет двоюродного деда актера висит в Эрмитаже, в Галерее героев Отечественной войны 1812 года.

- Еще один предок Петра Сергеевича, Николай Александрович Вельяминов, известный военный хирург, в начале прошлого века возглавлял петербургскую Военно-медицинскую академию, в Первую мировую войну был назначен начальником санитарной службы русской армии, - рассказывает Казакова. - Дед актера Петр Ерофеевич Вельяминов имел звание генерал-майора, а отец окончил Петербургский кадетский корпус, потом Павловское юнкерское военное училище, однако в революцию его взгляды переменились: он добровольно перешел на сторону большевиков. Но это не спасло семью от последующих репрессий.

В 1930 году отца актера как бывшего офицера царской армии арестовали и отправили строить Беломорканал, затем отпустили и арестовали второй раз в 1944-м. Самого Петра Вельяминова как сына врага народа отправили в ГУЛАГ годом раньше - в 1943-м. Там будущий актер увлекся самодеятельностью, и в какой-то момент всем стало понятно: в этом человеке живет настоящий талант. И в 1952 году, вскоре после освобождения, Петр Вельяминов отправился в Абакан, где, не имея никакого специального образования, поступил в драматический театр.

Поворотным в судьбе актера стал 1971 год, когда он впервые снялся в кино. Это был фильм режиссеров Краснопольского и Ускова "Тени исчезают в полдень". С выходом фильма на экран на актера обрушился шквал писем. Приходили конверты с пометкой: "Москва. Кремль. Председателю Захару Большакову" - почтальонам не составляло труда догадаться, кому на самом деле адресовано письмо. И они несли конверты Вельяминову. Сам актер с улыбкой вспоминал такой эпизод: однажды на съемках одной из последующих картин к нему подошла женщина и совершенно серьезно спросила, давно ли он ушел "с колхоза".

"Сразу вспомнил командира"

Уже через год - в 1972-м, Петр Вельяминов был приглашен в знаменитый московский "Современник". А в кино его ждал еще один громкий успех: главная роль в фильме "Командир счастливой "Щуки". Образ бесстрашного моряка Алексея Строгова навсегда покорил сердца советских мальчишек. Впрочем, не только школьники, от героя-подводника фанатели даже взрослые, серьезные люди.

- Очень люблю этот фильм, - признался за кулисами памятного вечера в Театре эстрады рок-музыкант Юрий Шевчук. - С Петром Сергеевичем мы познакомились и подружились давно, причем как-то неожиданно, при довольно необычных обстоятельствах - среди ночи. Я сидел у себя в Лебедевке, писал новую программу, мучился сам с собой. Бывает такое: идут строчки - не идут. И вдруг звонок: "Здравствуй, Юра, это Петр Сергеевич Вельяминов, хочу сказать большое спасибо за то, что вы делаете, молодец! Держись!" Я был потрясен, все-таки каким надо быть человеком, чтобы позвонить среди ночи незнакомому и сказать какие-то простые добрые слова. Редко так бывает, я проникся очень, а потом мы встретились и как-то на удивление легко сошлись. Оказалось, нам есть о чем говорить. У Вельяминова был свой взгляд на действительность, и во многом он меня поддерживал, хотя и не ходил на рок-концерты и марши несогласных. Ну, все это было потом, а в первый момент, когда услышал в трубке его голос, я сразу вспомнил фильм про командира-подводника. Наверное, потому, что в детстве сам мечтал служить на флоте. Да и роль у Вельяминова получилась замечательная.

"Держались за руки и не могли расцепиться"

- С Петром Сергеевичем мы вместе снимались в фильме "Луна в зените", это такая документально-художественная лента об Анне Ахматовой, - вспоминает народная артистка России Светлана Крючкова. - У нас там был небольшой эпизод. Я играла Ахматову, а он - Бориса Анрепа, художника-мозаичиста, близкого друга поэтессы: Анна Андреевна посвятила ему 17 стихотворений. На съемочной площадке все получилось быстро - режиссер снял только два дубля. И в какой-то момент оказалось, что мы просто стоим среди декораций, держимся за руки и не можем расцепиться. У меня было чувство, что Вельяминов прощается со мной. А через два года его не стало. И еще был один момент, который мне запомнился: перед началом съемок я лежала, не могла ходить - сказалась перенесенная операция, а скорее дело было в другом: есть у актеров такая особенность - когда играешь старого, больного человека, сам становишься таким. И вот я лежу, а Вельяминов сел рядом и, ничего не говоря, вдруг начал читать стихи. Это было так прекрасно и удивительно. У меня сразу полегчало на душе. И хотя я знала, что этот человек на 20 лет старше меня, никакой разницы не чувствовалось. Он был необыкновенный мужчина.

Икона на роду написана

Созданный в прошлом году благотворительный фонд имени артиста уже учредил премию Петра Вельяминова. На вечере в Театре эстрады ее вручили народной артистке России Светлане Крючковой и лидеру группы ДДТ Юрию Шевчуку. В ближайших планах фонда - организация концерта и установка памятника актеру на Литераторских мостках Волковского кладбища. Эскиз надгробия уже существует. - Идея памятника возникла сразу, пришла сама собой. Это будет православный крест, а на нем - икона, образ святого Кирилла Белозерского. Дело в том, что этот русский святой, живший в ХIVвеке, известный нам как ученик Сергея Радонежского и основатель Кирилло-Белозерского монастыря, тоже происходит из рода Вельяминовых, - говорит вдова актера Татьяна Александровна. - Икона будет мозаичной, а открытие памятника назначено на 14 июня, в этот день Петя ушел от нас...

Читайте также
Реклама
Комментарии
Прямой эфир