Юрий Филиппов, сын актера Сергея Филиппова: "Пирожки с котятами" придумал мой отец

"Дудину дал почитать"
Тон задал ведущий - народный артист России Валерий Никитенко, который вспомнил такой сюжет:
- Сергей Филиппов и поэт Михаил Дудин были большие друзья, - начал ведущий. - И однажды они сильно увлеклись, доказывая свою крепкую дружбу. Продолжалось это дня три. Потом кончились деньги. Сергей Николаевич загрузил на тележку два тома Большой советской энциклопедии и вместе с Дудиным отвез их в "Букинист". Вообще Филиппов был очень начитанным, эрудированным человеком, но тут случай особый. После визита в "Букинист" веселье продолжилось. Наконец, вернулась жена. Это была уже вторая супруга Сергея Николаевича, известная писательница Антонина Голубева, автор знаменитой повести "Мальчик из Уржума" про детство Сергея Кирова. При этом она была старше Филиппова, и в театре ее часто называли "бабушкой из Уржума". И вот она входит, друзья сидят, и тут взгляд "бабушки" упал на книжные полки. "Сереженька, а где энциклопедия? Два тома не хватает!" - взволновалась она. Филиппов нашелся мгновенно: "Дудину дал почитать".
"Это не так делается!"
А еще Филиппов прекрасно ругался матом. И не надо делать возмущенное лицо: что было, то было. Тем более этим своим талантом актер никогда не злоупотреблял.
- В театре эту историю помнят до сих пор, - заверил ведущий.- Главный режиссер, отец-основатель петербургского, а тогда ленинградского, Театра комедии Николай Акимов очень трепетно относился ко всем актерам. А Филиппова просто обожал. Кстати, именно Акимов разглядел талант Сергея Николаевича и сманил его из балета, которым актер в то время занимался. Они вместе работали с 1935 года. Потом Филиппов увлекся кино, стал много сниматься, и в какой-то момент Акимов решил прояснить ситуацию. Он вызвал актера к себе и повел длинную воспитательную беседу: "Сергей Николаевич, давайте с вами поговорим. Вы все время заняты в кино, вас почти не бывает в театре, иногда вас видят не совсем адекватным..." Вся эта речь длилась по меньшей мере 20 минут, и надо было видеть профиль знаменитого комедийного актера. Ни один мускул не дрогнул на лице Филиппова. Наконец красноречие Акимова иссякло, и главный режиссер в сердцах воскликнул: "Твою мать, Сережа, ну как ты можешь!". Акимов никогда не ругался матом, а тут не выдержал. И тогда Филиппов, который все это время молчал, вдруг включился и подал голос: "Николай Павлович, это не так делается!". И выдал красивую историю минуты на три. Акимов онемел, он был сражен лексическим богатством актера и только выдавил: "Все, иди! И чтоб я тебя не видел".
"У дворника кишка тонка"
- Он был рожден артистом - элегантный, пластичный, подтянутый, на нем прекрасно сидел фрак, - вспоминает народная артистка России Светлана Карпинская. - А сколько нежности было в его ладонях. Он брал женщин за руки, и они в него тут же влюблялись. Когда театр приезжал на гастроли в провинцию, там останавливались трамваи. На улицах собирались толпы с одной только целью: увидеть Филиппова. Это была безумная популярность.
Вместе с Сергеем Филипповым актриса снялась в фильме Эльдара Рязанова "Девушка без адреса". Именно там Филиппов говорит свое сакраментальное: "Масик хочет водочки". И все-таки ключевым моментом фильма стал эпизод, когда герой Филиппова домогается домработницы Кати - ее роль исполняла Светлана Карпинская.
Оказалось, у этого эпизода есть своя пикантная предыстория. Однажды молодого Филиппова "застукала" теща: актер пытался "охмурить" нянечку своего ребенка. Подробности той давней сцены сын артиста помнит до сих пор. Уже много лет Юрий Филиппов живет в Америке. И в Петербург он приехал специально, чтобы представить свою книгу: "Есть ли жизнь на Марсе...". Это воспоминания о знаменитом отце. Отрывок, посвященный памятному эпизоду, сын Филиппова озвучил в Театре комедии:
"Поскольку мама была актриса, и папа был актер, пришлось нанять няньку. И наняли, какую-то приличную девочку из деревни, по знакомству. Телевизоров тогда не было, в театры девушка тоже не ходила. Хозяин для нее был староват. Она его толком не знала и знать не хотела, особенно после одного случая, когда Сергей Николаевич попытался овладеть вниманием этой молоденькой девушки-простушки, не подозревая, что Любовь Ипполитовна (теща актера. - Ред.) была в этот момент дома.
- Птичка певчая не знала ни заботы, ни труда, - начал напевать Сергей Николаевич, обходя кругами няньку. - В няньки к Юрику попала, но ведь это не беда...
И пошлепал няньку по ядреным ягодичным буграм.
- Отстаньте, Сергей Николаевич, - вяло отмахнулась девушка.
- А что будет, если я не отстану? - игриво вопрошал соблазнитель, выделывая руками недвусмысленные жесты. - А что будет, если мы не будем капризничать?
- Отстаньте, Сергей Николаевич, жених у меня есть, он ревнует очень, зарезать может ненароком.
- Зарезать? Это не наш ли дворник-татарин? - сразу стал серьезным Сергей. - Тот, который с кишкой?
Надо сказать, что в те времена дворники не только подметали двор, но летом еще поливали его из кишки - из шланга.
- Да кишка у него тонка, - возмутился хозяин.
- Не так уж и тонка, Сергей Николаевич, - стала заступаться за своего дворника нянька. - Нормальная кишка, в самый раз, - она зарделась, вдохновенно вспоминая дворника с его кишкой.
- Фу, милочка, он же хам! - парировал Сергей Николаевич. - А я артист. Ты ходишь в театры?
- Какие-такие театры? - изумилась няня, уставившись на него пустыми глазами. - Не мешайте, Сергей Николаевич, мне Юру кормить надо.
- Хорошо бы мне тоже стать Юриком, чтобы вкусить из этих рук, - и он выразительно посмотрел на колышущуюся грудь под трещавшей по швам кофточкой.
Сергей Николаевич стал входить в роль:
- Ты - моя богиня, - и принял самую лучшую позу, в которой, как он заметил, чаще всего нравился женщинам. Сергей Николаевич картинно поднял руку. Продолжал декламировать: - Ты моя грация... эрекция...
Едва слышно скрипнула дверь. Сергей Николаевич обомлел: в дверях стояла Любовь Ипполитовна с неизменным кружевным платочком в руках.
- Вот, - по-актерски нашелся он. - Репетируем "Собаку".
- Какую собаку? - не поняла нянька.
- Собаку, которая на сене..."
Тут, как говорится, занавес. В заключение вечера корреспондент "Известий" пообщалась с сыном Филиппова.
- Юрий Сергеевич, для миллионов зрителей актер Филиппов - воплощенный смех. А в жизни так ли он часто смеялся, шутил?
- У папы было особое чувство юмора. Он прекрасно шутил, но сам никогда не улыбался. А розыгрыши устраивал постоянно. Однажды они с мамой ехали в трамвае, папа купил 11 билетов и лег на скамейку. Подошла кондукторша: "Молодой человек, здесь сидеть положено". А папа, изображая дефект речи, объяснил, что купил плацкарт. Потом был случай, когда они пошли сдавать черствые бублики в комиссионный магазин. Таких историй много. А еще вы, наверное, слышали про "пирожки с котятами". Это придумал мой папа. И "двуликий анус" - тоже его шутка. Все эти фразы пошли в народ, и сегодня никто не знает, что их автор Сергей Филиппов.