Шпильки, оборвавшие жизни
На уходящий год пришлась самая крупная техногенная катастрофа последних десятилетий - авария на Саяно-Шушенской ГЭС, которая унесла жизни 75 человек и всерьез поставила вопрос о том, в каком состоянии находятся крупнейшие энергетические объекты страны. Как показало расследование "Известий", эта авария была целиком "рукотворна": из комплекса ее причин любая сводится к "человеческому фактору".
Это - "калька", которую с Саяно-Шушенской ГЭС можно перенести на любого монстра социндустрии. Все они строились по принципу "Даешь!", все достались нам в наследство устаревшими морально и физически, их добивают эксплуатацией, построенной на вороватой экономии. Именно поэтому "Известия" так тщательно докапывались до причин трагедии.
Отсчет времени до этой аварии надо вести с начала 1960-х годов, когда на Енисее начали строить ГЭС, торопясь опередить график. Сырой проект дорабатывали на ходу. Так была заложена предпосылка для гибели максимального количества людей: помещения для персонала оказались на уровне, который обязательно подвергнется затоплению в случае аварии. При этом к минимуму была сведена аварийная защита ГЭС. Видимо, предполагалось, что в Советском Союзе аварий быть не может.
В новейшей истории, как выяснилось в результате расследования "Известий", защитой пренебрегали по другой причине: экономической. Оказалось, что на устаревшую станцию, на которой то один, то другой узел то и дело выходит из строя, ее ставить невыгодно, это будет приводить к постоянным остановкам и убыткам.
Непосредственной причиной катастрофы стала авария на втором гидроагрегате ГЭС. И ее можно было предвидеть. Этот агрегат с первых дней жизни ломался в среднем раз в 3-4 месяца. В советские времена его кое-как "штопали", но уже тогда сказалась упомянутая спешка при строительстве: выяснилось, что нет запчастей, потому что производство их не предусмотрено. В новейшей истории, в 2005 году, гидроагрегат номер 2 подвергли капитальному, а за полгода до катастрофы - среднему ремонту. Но проводила работы коммерческая структура, специально для этого учрежденная должностными лицами ГЭС, и качество ремонта отступило на второй план по сравнению с освоением 105 миллионов рублей (стоимость работ на Саяно-Шушенской ГЭС в январе-марте 2009-го). В итоге после пуска второго гидроагрегата вибрации превышали норму в 4 раза. Это привело к износу шпилек, удерживавших турбинную крышку. После аварии выяснится, что часть их была изношена на 90 процентов.
Вопиющий брак и недочеты в конструкции станции должны были привести к запрету на ее эксплуатацию еще в 2001 году, когда Саяно-Шушенскую ГЭС вводили в строй. Проводившая проверку госкомиссия составила многостраничный акт с перечислением замечаний, но приняла станцию с отметкой "хорошо". В 2009-м после упомянутого ремонта на вибрационных испытаниях 2-му гидроагрегату поставили "удовлетворительно" и тоже приняли в работу.
17 августа в 8 часов 13 минут по местному времени (в 03.13 по московскому времени) на гидроагрегате номер 2 Саяно-Шушенской ГЭС внезапно сорвало крышку, в образовавшийся колодец вылетел ротор турбины. Вода под огромным давлением устремилась вверх, буквально за считанные секунды она затопила машинный зал и все помещения под ним. На восьми работавших гидрогенераторах произошли короткие замыкания, станция была обесточена, системы защиты уже не могли сработать. Продолжавшая поступать вода разрушила перекрытия машинного зала, 7-й и 9-й гидроагрегаты, а 3, 4, 5-й завалило обломками.
Погибло 75 человек. Экономический ущерб - более 7 миллиардов рублей.
Чем помогли семьям погибших
Семьи погибших и пострадавших должны получить компенсации - до 4 миллионов рублей. Сейчас, по данным парламентской комиссии по расследованию аварии, уже выплачено порядка 135 миллионов рублей. Вдовы в приоритетном порядке устроены на работу на самой станции. Их трудоустройство должно остаться приоритетом и в дальнейшем. Погашены банковские кредиты погибших в аварии, их детям обещана помощь в получении образования. В частности, те из них, кто учится на коммерческих основаниях, переведены на бюджетные места.