Стройка на "тройку"
Премьер-министр Владимир Путин в пятницу инспектировал олимпийские объекты в Сочи. Осмотр оставил смешанные впечатления: что-то уже начало строиться, но кое-что из построенного уже оказалось разрушено.
Олег Дерипаска и министр транспорта Игорь Левитин ждали Путина в новом здании аэровокзала. Его начали строить еще в конце 80-х, а к финалу подошли только совсем недавно - после того, как за дело взялся "Базэл" Дерипаски. Новый аэровокзал (моральная новизна которого, впрочем, весьма спорна) функционирует пока в тестовом режиме. Единственное, что работает в полную силу, - так это буфет.
- Нравится аэропорт? - подмигнул Левитин.
- Не нравится, что чай - кипяток с пакетиком - стоит здесь 80 рублей, - пришлось вылить обиду.
- А чай не мой, чай - его, - Левитин кивнул за Дерипаску.
Дерипаска только развел руками и вжал голову в плечи.
Путин, появившись, бегло осмотрел макеты и стенды "Базэл аэро", которая контролирует аэропорт, прошелся по терминалу, после чего уехал в одно из горных ущелий - смотреть, как идет строительство дороги к Красной Поляне. А Дерипаска отправился ждать премьера в Имеретинскую бухту на улицу Голубую - в строящийся порт в устье реки Мзымты. Заказчиком порта, необходимого для подвоза материалов к стройкам Олимпийского парка, выступает все тот же "Базэл" вместе с ФГУП "Росморпорт". Генподрядчиком стала компания "Инжтрансстрой", принадлежащая опять же Дерипаске. Вообще на этот день планировалось открытие первой очереди порта, но планы обрушил шторм 14 декабря. Волны полностью разрушили значительную часть объекта, на дне моря оказались краны, самосвалы, дизельная электростанция и стройматериалы. Самое главное, при опрокидывании бота "Норд" без вести пропали трое моряков.
Дерипаска взад-вперед ходил по пирсу, исподлобья глядя на то, во что превратился порт. "Гуляющие", полуразрушенные колонны главного мола походили на римские развалины; часть мола по центру вообще отсутствовала; причалы изуродованы; со дна бухты высовывались "верхушки" ушедшей под воду техники. То, что совсем скоро должно стать рабочим портом, а после Олимпиады превратиться в элитную марину на несколько сотен яхт, выглядело чуть лучше Пхукета после цунами. Разнервничавшись, Дерипаска закинул руки за голову и принялся выполнять наклоны вправо-влево.
- Как до такого допустили?! - спросил Путин, появившись на Голубой улице. - Где деньги, Зин?!
Ему сообщили, что ущерб составил 500 млн рублей (эту сумму ряд независимых экспертов считает явно заниженной).
- Кто платить будет? - премьер смотрел на разрушения.
- Застраховано в "Ингосстрахе", - послышались сразу несколько голосов.
- Поздравляю! - Путин глянул на Дерипаску.
С учетом того, что "Базэл" - мажоритарный акционер "Ингосстраха", это поздравление, конечно, звучало двусмысленно.
Далее Путин выслушал рассказы чиновников о необычайной высоте волн 14 декабря - "в 12 метров", и о том, что такие тут бывают "раз в сто лет" и что проектировщики исходили из максимальной волны в 7,5 метра. Это, впрочем, расходится с данными местных жителей: волны были в 6-8 метров, а такое случается тут чуть ли не раз в три года.
Ввод порта в эксплуатацию теперь отодвинут. Вице-премьер Дмитрий Козак предположил, что, возможно, придется переключить переброску части грузов с морского на железнодорожное сообщение.
- Давайте договоримся так, что сдвигать мы ничего не будем, а сделаем все, как было установлено, - в бетоне отлил Путин.
Осмотрев затем грандиозное строительство Большой ледовой арены, Путин отправился в штаб стройки на совещание.
- Не слишком ли много напастей в этом году? - терзали журналисты Дерипаску, севшего прямо напротив Путина. - То Пикалёво, история с Байкальским ЦБК, а теперь порт со страховкой в вашей же конторе...
- Пикалёво будет лучшим моногородом, а "Ингосстрах" - лучшая в России компания, - улыбался Дерипаска.
Открыв совещание, премьер отметил, что "по мнению экспертов МОКа, все идет хорошо", но поскольку "надо быть скромнее", сам он поставил бы "удовлетворительно".
- Отставание по срокам даже по одному пункту на одном объекте может затормозить работу в целом, - заметил премьер. - Персональная ответственность всех участников процесса исключительно высока.
После совещания "Известия" спросили у Козака, кто будет нести ответственность за случившееся в порту: в комитете Госдумы по транспорту уже говорят о нарушениях в проектно-сметной документации, а также о том, что при строительстве нарушались технологии (трубы "секонд-хенд" и т.п.).
- Мы живем в правовом государстве, и говорить об ответственности рано, пока комиссия не закончит свою работу, - сообщил Козак.
Путин уехал, а Дерипаска вместе с главой Олимпстроя Таймуразом Боллоевым стоял у карты Имеретинской низменности и бухты.
- Вот здесь мы просто начнем строить побыстрее, и будет все хорошо! - Дерипаска водил ладонью по карте, а Боллоев понимающе кивал и светил лазерной указкой.
Некоторые просто непотопляемы.