Небо. Вертолет. Губернатор
Во вторник стали известны результаты расследования причин крушения вертолета Bell-407 в ночь на 10 мая этого года. Особый резонанс трагедия получила потому, что на борту находился губернатор Иркутской области Игорь Есиповский. Он и еще три человека - его заместитель Михаил Штонда, охранник Александр Шостак и пилот Виктор Кунов - погибли. Основной вывод комиссии по расследованию авиационных происшествий Межгосударственного авиационного комитета (МАК): виноват пилот. Но из текста отчета комиссии ясно, что если и так, то не один он. "Известия" неоднократно писали об этом сразу после ЧП: чиновники охотились и поэтому летели слишком низко.
"Причиной катастрофы вертолета Bell-407 RA-01895 явились профессиональная неподготовленность командира воздушного судна к выполнению полетов на данном типе вертолета и его неправильное решение на выполнение несанкционированного органами ОрВД (организации воздушного движения. - "Известия") полета, ночью, в горной безориентирной лесистой местности, на высоте, значительно ниже безопасной для фактических условий полета", - сказано в отчете.
Действительно, судя по приведенной в отчете "объективке", 56-летний Виктор Кунов почти не летал на вертолетах Bell-407. Накануне катастрофы его "натаскивал" другой пилот, не полетевший в роковой рейс. Хотя в прошлом он был боевым офицером, участвовал в войне в Афганистане, в ликвидации последствий катастрофы в Чернобыле, а затем стал пилотом-инструктором в частной авиации
Но Кунов ли принимал решение на несанкционированный полет? Да и какие такие особые разрешения нужны, если на борту сам губернатор? По своей ли воле пилот завел машину в "горную безориентирную местность" и летел так низко, что зацепил дерево? Да и вообще - Кунов ли управлял вертолетом в момент катастрофы?
В мае мы первыми со слов одного из спасателей, принимавших участие в первичном расследовании ЧП, писали, что губернатор отправился на охоту, что на борту было найдено оружие ("Известия" от 15 мая 2009 года).
В то время сотрудники администрации Иркутской области упорно твердили, что Есиповский возвращался с берегов Байкала домой. Зачем при этом было лететь на недопустимо малой высоте, они пояснить не могли.
Теперь в отчете комиссии МАК четко сказано: именно охотиться летал губернатор.
А дальше - еще интереснее. "После погрузки в вертолет оружия губернатор занял левое сиденье в пилотской кабине, командир воздушного судна занял правое сиденье", - сказано в отчете.
Выходит, мало того что летели охотиться, но еще возможно, что в момент катастрофы именно Есиповский управлял вертолетом, а не Кунов. Это косвенно подтверждает следующий пассаж из отчета комиссии МАК, в котором говорится о событиях дня накануне катастрофы: "По показаниям помощника губернатора и пилота-1, вертолет в воздухе пилотировал губернатор, находясь в правом кресле командира, в левом кресле находился пилот..."
"Пилот-1" - это тот, который "натаскивал" Кунова. Выходит, что не только его, но и Есиповского, которому захотелось "порулить" не только из губернаторского кресла, но и из пилотского.
На этом фоне уже не очень важными кажутся "возможные способствующие факторы", которые привели к катастрофе: "отключенный датчик опасной высоты на радиовысотомере и потеря пилотом пространственной ориентировки по крену".