Зарядка напряженности
Американский политолог Джордж Фридман - основатель и глава глобальной разведывательной компании STRATFOR, которую пресса окрестила "теневым ЦРУ", - поделился с обозревателем "Известий" своим видением отношений между Россией и США, европейской политики, будущего ЕС и НАТО.
известия: Возможно ли, на ваш взгляд, подлинное партнерство между Россией и Соединенными Штатами?
джордж фридман: Есть два нерешенных стратегических вопроса. Первый ставит Россия. Ее беспокоит присутствие США на территории бывшего Советского Союза. Здесь выделяются, конечно, Украина и Грузия, а также расширение НАТО. Но общая проблема куда глубже: согласятся ли США с тем, что в двусторонних отношениях с независимыми государствами в этом регионе должны учитываться запросы и интересы России. Для Москвы речь идет и о национальной безопасности, и об экономических интересах.
Второй вопрос ставят США: готова ли Россия содействовать тем усилиям, которые предпринимает Америка в исламском мире? Важнейшая тема сейчас - Иран и готовность Москвы присоединиться к санкциям против этой страны из-за ее ядерной программы. Кроме того, Соединенные Штаты хотят, чтобы Россия вошла в коалицию, действующую по всему региону, - избегала связей с группировкой "Хезболлах", не продавала оружие Сирии или тому же Ирану. Возможно, приняла участие в операции в Афганистане.
Тогда появились бы контуры возможного согласия. Соединенные Штаты держались бы в стороне от территории бывшего СССР, а Россия более активно поддерживала американские усилия. Однако такой результат поставил бы новую проблему: будущее европейского континента. Для России совместные действия в исламском мире должны идти параллельно с уважительным отношением Америки к территории бывшего Советского Союза. Однако если США и в самом деле оттуда уйдут, на постсоветском пространстве быстро возродится российское господство. И тогда на повестке дня встанут такие вопросы, как статус Прибалтики или, например, Польши.
Соединенным Штатам будет крайне трудно пойти здесь на уступки. В конце концов, исламский мир находится на периферии американских интересов, а Европа - в их центре. Помощь Москвы в исламском мире стоит очень дорого. И было бы глупо, если бы россияне отказались от имеющихся у них рычагов давления на Америку, наладили с ней сотрудничество в исламском мире и при этом не добились взаимопонимания относительно действий в бывшем Советском Союзе.
Таким образом, можно прийти к выводу: достижение согласия по этим двум вопросам маловероятно. А если это и произойдет, то станет причиной трений на Западе. Это паутина, из которой очень сложно выпутаться. Так что подлинное партнерство, о котором вы говорите, это скорее хорошая риторика, чем серьезная геополитика.
и: Россия - сверхдержава или региональный игрок? Каково ее место в мире? Кто ее друзья, а кто - соперники?
фридман: Существует только одна глобальная сверхдержава, способная распространять экономическую, политическую и военную мощь по всему миру. Это Соединенные Штаты. Есть и региональные державы. Некоторые такие державы могут влиять на весь мир экономически, но не с военной точки зрения. Большая же их часть обладает такими возможностями только в своем регионе. К такой категории я бы отнес и Россию. Она сталкивается с США, как и все, но также с Китаем и Европой - в чем-то они до определенной степени едины, а в чем-то расходятся.
В настоящий момент наиболее интересно идет взаимодействие между Россией и Германией. Эта страна зависит от российского газа. Однако Берлин рассматривает Москву как потенциального экономического партнера в широком плане, а в отдаленной перспективе - как противовес Америке. Немцы осознают слабость ЕС и понимают также, что их интересы расходятся с американскими.
Я не думаю, что какая-то из сторон - Москва или Берлин - приняла по этому поводу фундаментальные долгосрочные решения или хотя бы очень внимательно их рассмотрела. Однако здесь развиваются взаимоотношения, которые могут оказаться самым важным региональным партнерством для России. Все, конечно, зависит от того, насколько далеко Германия готова отойти от США. Это будет медленная, но важная эволюция.
и: Может ли Москва проводить какую-то общую политику с ЕС или НАТО? Или же важнейшие вопросы ей лучше обсуждать не с Брюсселем, а напрямую с ключевыми европейскими столицами - Лондоном, Парижем и Берлином?
фридман: Россияне должны помнить, что объединенной Европы не существует. Москва говорит не с Брюсселем, а с Парижем, Лиссабоном или Варшавой. Именно там сосредоточена власть. Кроме того, не в интересах России увидеть объединенную Европу, которая совместит военную и экономическую мощь. У российских границ появится сильнейший сосед, что окажет чрезвычайно сильное влияние на внутреннюю динамику самой России.
Впрочем, я не думаю, что такое образование может появиться. Национализм слишком тяжело преодолеть. Россиянам может показаться, что реальное объединение Европы будет выгодно для них, поскольку послужит противовесом США. Такой результат возможен. Но столь же вероятен и уход Америки из Евразии, после чего России придется самой иметь дело уже с Европой. В целом объединение Европы, с моей точки зрения, принесет Москве больше рисков, чем выгод. Поэтому в интересах России развивать двусторонние отношения с европейскими государствами, в частности с Германией, чтобы противодействовать американской мощи, не создавая себе нового соперника.
Что касается НАТО, то этот альянс больше нельзя считать эффективно работающим. Там нет консенсуса по поводу его предназначения. А европейцы, за исключением британцев, не имеют серьезной военной силы. НАТО - это пережиток прошлого, большого внутреннего содержания в нем нет. Альянс может играть значительную роль лишь в тех случаях, когда США использует его в качестве прикрытия, преследуя собственные интересы.
Что такое STRATFOR
Глобальная разведывательная компания Strategic Forecasting, Inc (STRATFOR) основана американским политологом Джорджем Фридманом в 1996 году. Ее штаб-квартира находится в городе Остин, штат Техас. Список клиентов компании конфиденциален, однако известно, что среди подписчиков STRATFOR - крупные корпорации и правительственные структуры. Джордж Фридман - автор ряда книг, последнюю из которых - "Следующие сто лет: прогноз на XXI век" - признала бестселлером газета "Нью-Йорк таймс".