"Мне и моей героине ругаться матом необязательно"

В российский прокат вышел "Бубен, барабан" - драма Алексея Мизгирева о провинциальной библиотекарше, в которой взыграли античные страсти, когда полюбившийся ей заезжий моряк ушел к молоденькой соседке по общежитию. Картина, главную роль в которой сыграла звезда "Маленькой Веры" Наталья Негода, была одним из фаворитов ХХ "Кинотавра", а на респектабельном фестивале в швейцарском Локарно завоевала "Серебряного леопарда" за режиссуру и Спецприз жюри. С режиссером фильма Алексеем Мизгиревым специально для "Недели" побеседовала Анна Федина (Vogue).
неделя: У вас какие-то особые отношения с библиотекаршами? Почему фраза "Вы исключены из библиотеки" в устах Натальи Негоды звучит даже не как проклятие, как смертный приговор?
алексей мизгирев: Это очень хорошо, что она так страшно звучит. Матом сейчас никого не удивишь и не испугаешь, поэтому я вырезал из сценария большую часть нецензурной лексики. Сейчас даже думаю, что все равно слишком много осталось. Мата в современной драматургии стало столько, что он больше не является характеристикой персонажа или художественным приемом, а просто пытается скрыть тот факт, что автору нечего сказать. Мне и моей героине ругаться матом необязательно.
н: А почему героиня - библиотекарша?
мизгирев: Все детство я оголтело гонял в футбол, но потом, в старших классах, вдруг забросил спорт и стал ходить в библиотеку. Читал запоем, брал по три книжки и за неделю их проглатывал. Затем поступил в Томский университет на факультет философии, и тут уж в читальном зале пришлось буквально поселиться. Во всяком случае, времени я там проводил ничуть не меньше, чем на лекциях и семинарах. Так что история отношений с библиотекаршами у меня весьма длинная, но никто из них не может называться прототипом Катерины Артемовны. Тут дело не в профессии. Мне просто был нужен герой, который оказывается в сложных обстоятельствах. Даже не герой - героиня, потому что у мужчины все проще, а женщина долго держит эмоции в себе, переживает и только потом выплескивает их наружу.
н: Как вы так угадали с Натальей Негодой? Она же двадцать лет не снималась.
мизгирев: "Угадал" неправильно сказано. В этой истории всем очень хочется интриги и приключений, чтобы я рассказывал, как гонялся за ней по всей Америке, пытаясь уговорить сняться в моем фильме. Но все было куда прозаичнее. Позвать на главную роль Негоду мне предложила моя жена, киновед, и я, как большинство, начал задавать нелепые вопросы: "Она не в Америке? А чем вообще занимается?" Выяснилось, что Наталья живет в Москве, и гоняться за ней по пересеченной местности вовсе не надо. Я ей отправил сценарий, она пришла на пробы, а потом я утвердил Наташу на роль.
Полностью статью читайте на сайте Известия Неделя