"ЕГЭ в России больше, чем ЕГЭ"
Споры о едином государственном экзамене, разгоревшись летом (когда ЕГЭ сдавали школьники, а вузы набирали первокурсников), не утихли и к поздней осени. Именно сейчас федеральному правительству предстоит четко определиться с тем, какие новшества вводить для выпускников-2010. И оповестить об этом средние и высшие учебные заведения страны. Чтобы "почувствовать живое дыхание и реакцию всех имеющих отношение к ЕГЭ сторон", руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова посетила Петербург. В гимназии № 56 она выслушала мнения и претензии педагогов, родителей, студентов и старшеклассников.
Актовый зал гимназии был набит "под завязку". И московская гостья, похоже, почувствовала себя не совсем уютно, расположившись в одиночестве на просторной сцене.
- Мне, я вижу, придется одной отвечать за все образовательное чиновничество. Но ничего не поделаешь: сама напросилась на откровенный и непринужденный разговор о странностях ЕГЭ, - вздохнула Любовь Глебова. Уговаривать выступить аудиторию не пришлось. Вопросы, и весьма острые, посыпались как из рога изобилия. Например, один из учеников 11-го класса поставил под сомнение сам статус ЕГЭ как единственного законного способа оценки школьных знаний:
- Не рановато ли это сделано? Система, как показал опыт прошлого года, не отработана. Правила все время меняются. Если лабораторную мышь дезориентировать вспыхивающими с разных сторон лампочками, она начнет между ними метаться, сорвет нервную систему и подохнет.
Глава Рособрнадзора возразила, что "эксперимент, длившийся 7 лет, как было с введением ЕГЭ, - срок беспрецедентный в российской законодательной практике и вполне достаточный". И главное - получить такого уровня знания, чтобы "форма сдачи экзамена вообще не имела значения".
Вместе с тем Глебова признала, что если школы добросовестно экспериментировали с ЕГЭ, то вузы, видимо, ждали, что "все как-нибудь обойдется". В итоге возникло непонимание правил зачисления абитуриентов. Что подтвердили и присутствовавшие на встрече выпускники-2009. Например, Роман, нынешний первокурсник психологического факультета СПбГУ, сообщил, что до последнего момента считал профильным вступительным предметом литературу (о чем его уведомили в приемной комиссии). А потом неожиданно выяснилось, что главной дисциплиной решили считать биологию. Приводились и случаи, когда вузы требовали от абитуриента нотариально заверенную копию документов о результатах ЕГЭ. Любовь Глебова лишний раз подчеркнула, что это незаконно. Представитель родителей Игорь Николаевич возмутился ситуацией, когда "избранные" университеты (помимо творческих) имели возможность проводить дополнительные вступительные испытания. Что делало одни вузы "равнее" других. Чиновница из Москвы заверила, что если год назад в списке привилегированных оказалось 24 высших учебных заведения, то сейчас таких кандидатов - менее десятка. И в них право на допэкзамен получат лишь отдельные, самые востребованные, факультеты.
В школах при сдаче экзаменов тоже не обходилось без эксцессов. Особенно много претензий оказалось к части "С" ЕГЭ - так называемой творческой, а не тестовой (как правило, это эссе на ту или иную тему). Вчерашние школьники жаловались на якобы предвзятую и чересчур формализованную оценку этой части экзамена.
- Это не так, - возразила из зала член экспертной комиссии по проверке ЕГЭ Галина Коваленко. - Каждую школьную работу в части "С" проверяют по два независимых преподавателя. И если их оценки существенно расходятся, включается третий эксперт. Причем всякая "шероховатость" трактуется в пользу учащегося. И на крайний случай выпускник может подать апелляцию.
Рособрнадзор, как выяснилось, намерен еще больше ужесточить правила проверки творческой части ЕГЭ. Теперь работы выпускников из одного региона будут проверять педагоги из других субъектов федерации.
Любовь Глебова разочаровала антагонистов - "физиков" и "лириков", от имени которых выступил одиннадцатиклассник Ростислав Яковлев:
- Если я иду на филфак, зачем мне сдавать ЕГЭ по математике? - А затем, что не бывает полноценной личности без элементарных знаний как по гуманитарным, так и по точным наукам, - парировала Любовь Глебова. - По крайней мере, входя в метро, каждый молодой гражданин должен понимать, сколько на сотню рублей можно купить жетонов.
Замдиректора 56-й гимназии Любовь Смолкина предложила установить два уровня сдачи ЕГЭ - для будущих студентов и для тех, кто не собирается в вуз. Выяснилось, что в Рособрнадзоре "об этом думают". Но в любом случае это не тема выпускной кампании-2010.
В заключение гостья из Москвы предложила не идти по пути "ЕГЭ в России больше, чем ЕГЭ":
- Единый госэкзамен стоит рассматривать исключительно как мерило усвоенного в школе материала. Доктор ведь не станет по анализу крови на сахар судить о том, болен ли пациент ветрянкой. Так и здесь - не следует зацикливаться на сопутствующих проблемах. Например, связывать ЕГЭ с гендерной политикой. А такие попытки уже делаются.
После бурной встречи в стенах 56-й гимназии Любовь Глебова отправилась в СПбГУ, где продолжилось обсуждение "странностей ЕГЭ".