Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Авдеев заявил о постепенной нормализации ситуации в Киржачском районе
Мир
В посольстве РФ предупредили о риске задержания в ФРГ ветеранов СВО
Происшествия
В Новгородской области подросток получил ножевое ранение в драке на стадионе
Экономика
ФНС собрала рекордную сумму с банкротов
Общество
Замглавы Россельхознадзора Кармазин освобожден от должности по своему желанию
Мир
FT сообщила о планах Европы склонить Киев к территориальным уступкам
Мир
В Белом доме указали на ошибочную стратегию Зеленского в мирных переговорах
Происшествия
Мирный житель пострадал в результате атаки дрона в Белгородской области
Армия
Силы ПВО уничтожили четыре украинских БПЛА над Черным морем и Курской областью
Мир
В Ереване ветераны и студенты приняли участие в международной акции «Сад памяти»
Происшествия
Мужчина погиб в результате детонации взрывного устройства в Белгородской области
Общество
В Москве состоялась премьера фильма Тиграна Кеосаяна «Семь дней Петра Семеныча»
Мир
Посол России в Лондоне заявил о понимании США недоговороспособности Киева
Мир
В Кремле пообещали проинформировать о возможной встрече Путина и Уиткоффа
Мир
Белый дом исключил одностороннее снижение пошлин на китайские товары
Происшествия
Пожар на площади 200 кв. м произошел в частном доме в Кабардино-Балкарии
Общество
Россиян предупредили о штрафах от 5 тыс. рублей за установку мангала на балконе

Министру - "четверка с плюсом"

Когда полузабытый ныне премьер Валентин Павлов не ввел Ягодина в состав кабинета министров, это вызвало недоумение и ропот. Ягодина поддерживали профильные комитеты ВС СССР, республиканские министры, педагогические круги, печать. Вступились за него тогда, летом 1991-го, и "Известия"
0
Выделить главное
Вкл
Выкл

ГЕННАДИЙ ЯГОДИН

член-корреспондент РАН, академик РАО

"За ту четверть века, что я занималась в "Известиях" образованием, в соответствующем министерстве сменилась череда руководителей. Особенно запомнился Геннадий Алексеевич Ягодин, министр высшего образования в 1985-1988 гг. и еще три года - председатель Гособразования СССР. Не зря о нем говорили: человек на своем месте".

Когда полузабытый ныне премьер Валентин Павлов не ввел Ягодина в состав кабинета министров, это вызвало недоумение и ропот. Ягодина поддерживали профильные комитеты ВС СССР, республиканские министры, педагогические круги, печать. Вступились за него тогда, летом 1991-го, и "Известия". Вернул его в правительство президентский указ, правда, с приставкой "и.о.", звучавшей как предупреждение слишком самостоятельному, неудобному министру. А популярность, бывает, и раздражает.

Серьезный ученый-химик Ягодин и в образовании чувствовал себя глубоко укорененным. Вырос в семье сельских учителей. В своей альма-матер - Менделеевке, одном из элитных технических вузов, ныне РХТУ, - прошел все ступени от ассистента до ректора. Изучал и зарубежный опыт, будучи заместителем генерального директора МАГАТЭ. В министерстве утвердился сразу. Окружающим внушали уважение интеллигентность, европейский кругозор нового министра, его доступность и независимость суждений. Он принес идеи, востребованные жизнью.

Ягодин ратовал за раскрепощение школы, задыхавшейся в тисках жесткой регламентации и старых догм. У министра нашлось много единомышленников. В интервью нашей газете он говорил: "Мы разваливаем авторитарную систему обучения, подавляющую учителя и ученика. И хотя поворот к личности, отказ от единообразия не так быстр, как хотелось бы, это уже реальность".

При Ягодине ожили школы с углубленным изучением предметов, открылись гимназии и лицеи. Школу избавили от чуждой ей повинности учить рабочим профессиям. Учителям дали право работать по авторским программам, выбирать учебники.

Ломая неприкасаемые прежде установки, министр настоял на сокращении разбухшего льготами внеконкурсного приема в институты. Приоритет отдавался умам и знаниям.

Вузы, пройдя экспертизу, могли получать статус автономии: принимать управленческие решения, исходя из своих нужд и особенностей. Начали выбирать ректоров. Это право еще в старой России почитали прогрессивным (Николай I отобрал его у университетов, реформа Александра II возвратила).

Ягодин охотно общался с прессой. Приходил и к нам в редакцию, за "круглым столом" по проблемам образования размышлял о том, как привлекать общественность к управлению школой.

Осталась в памяти атмосфера I Всесоюзного съезда работников образования, свободный эмоциональный доклад министра. По блицопросу социологов, делегаты поставили за него министру "четыре с плюсом". Курс министерства на перемены в школе активно поддерживало педагогическое сообщество. Невольно сравниваю его тогдашнее настроение с нынешним сопротивлением некоторым экспериментам со школой. И это не только ЕГЭ. Разве менее чувствителен для будущего переход вузов на два уровня обучения?

Недавно я разговаривала с Геннадием Алексеевичем Ягодиным, ныне - научным руководителем Высшей школы наук об окружающей среде в РХТУ, и не преминула спросить, как он относится к инженерному бакалавриату. Подчеркнув, что это его личный взгляд, профессор ответил: "Для многих инженерных специальностей бакалавриата недостаточно. Лучшие инженерные школы во Франции и Германии на двухуровневую систему не перешли. Ключевой вопрос - качество образования. Решать его можно только гибко, осмотрительно, без шаблона и всеохватности".

Ягодин коснулся и проблемы, которая его, как ученого, особенно волнует:

- Человечество сейчас берет у природы больше, чем она может возобновлять. И нам не избежать катаклизмов, если не придем к цивилизации устойчивого развития. А это другое мировоззрение, его еще надо вырабатывать, воспитывая у людей новое отношение к природе со школьных лет.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением и Пользовательским соглашением