Европрезидента выберут за ужином
Лидеры стран Евросоюза соберутся в четверг вечером в Брюсселе на рабочий ужин. Но шедевры шеф-повара скорее всего останутся нетронутыми - политикам предстоит согласовать кандидатуры первых в истории "общеевропейских" президента и главы МИД.
На обычные выборы это не очень похоже - нет ни официального списка выдвинутых кандидатов, ни политических программ. В условный перечень деятелей, которые теоретически могут занять пост европрезидента, предусмотренный вступающим в силу с 1 декабря Лиссабонским договором, попало около двух десятков человек. Однако реальные шансы есть лишь у немногих. Если европейским лидерам не удастся договориться о консенсусе, то избирать президента будут квалифицированным большинством голосов, дающим больший "вес" крупным странам.
Поначалу звездой считался экс-глава правительства Великобритании Тони Блэр. Но англичане известны своим евроскептицизмом и "особыми связями" с Америкой, которые сам Блэр продемонстрировал в 2003 году, поддержав войну в Ираке. Это резко снижает его шансы. Однако британцы настаивают: есть еще порох в пороховницах - на выборах далеко не все предрешено. Поэтому, мол, в какой-то момент кандидатура Блэра вполне может оказаться той самой "спасительной соломинкой", за которую ухватятся в Брюсселе.
Альтернативой Блэру выступил премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Опыта ему не занимать: он работает на высоком посту с 1995 года. Юнкер - один из немногих политиков, кто открыто говорит о желании посидеть в кресле европрезидента, остальные предпочитают о своих амбициях скромно умалчивать. Однако желание подсидеть Блэра может сыграть с политиком злую шутку - за него не проголосуют британцы.
Один из фаворитов на данный момент - премьер-министр Бельгии Херман ван Ромпей. Недавно газеты поспешили растиражировать сенсацию - все 27 стран добились консенсуса по его кандидатуре. Если это так, то ван Ромпей - редкая птица, поскольку у евроструктур частенько "в товарищах согласья нет". Многие хотят видеть на новой должности не яркого политика мирового уровня - такого как Блэр, а опытного центриста-аппаратчика из небольшой страны. Ван Ромпей сполна отвечает этим пожеланиям. Он, кстати, известен еще и своим хобби - пишет на досуге по-фламандски четверостишия-хайку: "Ветер ворошит волосы. Годы прошли, а ветер все дует. Волос, к сожалению, нет".
Бельгийский премьер - представитель правоцентристов, одной из самых серьезных сил в Европе. А значит, мощная поддержка ему обеспечена. Впрочем, конкуренцию ван Ромпею может составить другой правоцентрист - глава правительства Нидерландов Ян Петер Балкененде. Он работает на этом посту с 2002 года. Несколько лет назад тогдашний министр иностранных дел Бельгии Карел де Гюхт сравнил его с Гарри Поттером - по внешности. Дело приняло скандальный оборот, Брюсселю пришлось извиняться, однако прозвище к политику прилипло.
В списке претендентов на пост европрезидента катастрофически не хватает женщин. Восполнить этот пробел взялась экс-президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга - одна из немногих самовыдвиженцев. Она разнесла в пух и прах закрытый процесс выборов, призвав ЕС "прекратить действовать как бывший Советский Союз". Однако шансы представителей "новой Европы" - бывших соцстран - невелики. Они традиционно считаются союзниками США, что не слишком-то по нраву "старым европейцам".
Есть и разные кандидаты на пост главы МИД Евросоюза. Главным был руководитель Форин-офиса Дэвид Милибэнд, однако он отказывается от этой должности. Сейчас наиболее вероятным претендентом называют бывшего министра иностранных дел Италии Массимо д'Алему. Таким образом, этот пост "зарезервировали" для себя в политическом раскладе левые партии из крупных стран: Милибэнд - лейборист, д'Алема - бывший коммунист. Это нравится далеко не всем, так что вполне вероятно появление и других "соискателей". Так, глава МИД Польши Радослав Сикорский предпринял обходной маневр - втайне от собственного премьера направил в Брюссель просьбу рассмотреть свою кандидатуру.
Европейские букмекеры сейчас с удовольствием принимают ставки на участников этой гонки, однако знатоки не спешат с прогнозами. Таково уж правило брюссельской бюрократии - порой фаворит сходит в последний момент с дистанции, а приз достается самой что ни на есть темной лошадке.