IT на пороге новой бизнес-реальности
Бизнес из сферы информационных технологий в ближайшем будущем пересядет за руль другой управленческой машины - более маневренной и с меньшими излишествами, уверен Олег Сютин, директор по технологической политике Microsoft в России. Свою точку зрения он изложил обозревателю "Известий".
вопрос: Олег, вы сформулировали тезис о новой реальности, в которой оказались информационные технологии. Что имеется в виду?
ответ: Кто-то называет это переделом рынка, кто-то - кризисом. Важно, что в каждой из индустрий кризис трансформируется в набор стратегий или линий поведения. В корпоративном сегменте новая бизнес-реальность сводится к трем простым задачам. Первая: необходимо понимать, что происходит в вашем бизнесе, знать эффективные способы влияния на те или иные процессы. Вторая: обеспечить максимальную эффективность внешних и внутренних ресурсов. Наконец, третья: определить свое стратегическое преимущество на рынке и активно инвестировать в него. Таким образом, мы говорим об эффективности бизнеса, о возможности и умении ею управлять. Для помощи нашим клиентам в реализации этой стратегии у Microsoft есть целый спектр сбалансированных и интегрированных друг с другом технологий и продуктов. Первая задача решается связанными с business intelligence существующими (SQL Server 2008) и выходящими скоро (SharePoint Server 2010, Performance Point Server) продуктами. Вторая, где важны жизненный цикл оборудования, его утилизация и управляемость, - через семейство продуктов Microsoft System Center. И, конечно, нельзя не упомянуть об Windows 7. Этот продукт работает и на старых компьютерах. То есть для его использования не требуется делать обновление существующего парка машин, можно даже достать со склада PC, которым было тяжело работать под Windows Vista.
в: А как насчет эффективности трудовых ресурсов?
о: В наших задачах - обеспечивать наибольшую продуктивность совместной работы персонала. У нас существует группа продуктов MS Office 2010 System, которые сегодня доступны для тестирования и выйдут весной. Они - это ответ MS на требования времени обладать максимально эффективными человеческими ресурсами без ограничения их мобильности. И еще одна тема, которая звучит все чаще в контексте экономичности инфраструктуры предприятий, - это сервисы в "облаке". Я говорю о модели, в терминологии Microsoft названной Software+Service, которая подразумевает обеспечение наибольшей продуктивности, гибкости и безопасности за счет комбинации локально установленных продуктов семейства Office и их "облачных" версий. Заметьте, в отчете IDC в этом году по России даже нет прогноза по рынку cloud services. Я думаю, следующие 12 месяцев станут тем временем, когда заказчики начнут реально обращаться к решениям в "облаке". И предложения от Microsoft, других глобальных вендоров и российских компаний станут востребованы. Но говорить о масштабном использовании "облака" в России пока еще рано.
в: Почему? Потенциальные заказчики не понимают перспективности этого решения?
о: Им трудно определиться с правильным балансом между степенью контроля и эффективностью. В частности, клиенты не до конца понимают методы обеспечения конфиденциальности и защиты данных. И что еще важно в России: у нас пока нет государственной стратегии в этой области. Она, безусловно, появится и будет существенно влиять на создание этого бизнеса в стране и его форму. Взять хотя бы аспект стандартов. За рубежом регулирование услуг в "облачных" вычислениях стало одной из горячих тем для обсуждения в последние несколько месяцев. Нам предстоит также пройти этот путь.
в: О каких стандартах идет речь?
о: Предположим, заказчик обслуживает свои почтовые ящики у одного поставщика, вычислительные мощности - у другого. Если компании работают в разных стандартах, передать данные с одной платформы на другую будет не так просто. Необходимы стандартные интерфейсы для cloud-сервисов, которые будут регулироваться ИТ-сообществом. Разумеется, с учетом клиентских интересов.
в: Вопрос стандартизации актуален для всех областей. Недавно приняли единый стандарт для зарядных устройств на интерфейсе microUSB.
о: Да, хороший пример. Cloud нередко сравнивают с распределенной энергосистемой. Для заказчика не имеет значения, откуда тянутся провода, где стоят трансформаторы и на какой станции - гидро- или тепло- - вырабатывается электричество для его офиса. Главное, что розетка для всех стандартна. Такой же должна быть и ситуация с облачными вычислениями.
в: Вернусь к началу разговора. Когда та самая новая бизнес-реальность станет сегодняшним днем?
о: С точки зрения бизнеса ситуация, в которой наша страна находилась до недавнего времени, напоминала езду на автомобиле с горки. Не нужно было прилагать большие усилия и обладать хорошими навыками управления этой машиной. Можно было не обращать внимания на ее функциональные качества. Нас в основном интересовал комфорт внутри этого авто. А сейчас мы оказались на проселочной дороге. И на автомобилях такого рода, на которых мы привыкли ездить по рынку, теперь передвигаться не получится. Для этого ралли - я имею в виду бизнес - требуется другой "транспорт": крепкий, с грамотным управлением, с очень хорошими двигателями и без излишеств. Как вы знаете, раллийные гонки не на "Мерседесах" выигрывают, а совсем на других марках. Такова же ситуация и с бизнесом сегодня.
в: Если переводить вашу метафору на конкретный язык, кого прочите в победители "гонок"?
о: На мой взгляд, это как раз те компании, о компонентах стратегии которых я говорил. В ИТ сегодня складывается интересная ситуация. Аналитики рассматривают это как массовый inflection point - точку перегиба бизнес-стратегии. В ней и определяется, как дальше компания будет развивать свой бизнес. Из inflection point есть два выхода - движение вниз или вверх, причем с ускорением. Направление зависит от большого количества факторов. В том числе от стратегии, персонала, продуктов, партнерств. Microsoft, Apple, IBM, Google, как и многие другие, сегодня находятся как раз в этой точке перегиба. И 2010 год покажет, как компании будут выходить из данного положения. Мы, корпорация Microsoft, в данном случае базируем свою стратегию в корпоративном сегменте на комплексном создании сбалансированной платформы (с базовыми элементами Windows 7 и Server 2008, Office 2010, Azure).
в: То есть еще больше поворачиваетесь в сторону корпоративного заказчика и решений enterprise?
о: Нельзя говорить, что мы забываем о конечных потребителях, рынке consumer. Если проанализировать наши инвестиции в R&D, то можно будет увидеть очень много вложений в исследования и создание как раз продуктов пользовательского сегмента. Это новые программные интерфейсы, ПО для синхронного перевода, технологии работы с мультитач-поверхностями, с распознаванием голоса и жестов. Есть и совсем новые парадигмы. Например, когда компьютер условно заменяется на приспособление карманного размера, которое проектирует экран на одну поверхность, клавиатуру - на другую. Да и на корпоративном рынке не обойтись без таких решений. Бизнесмену нужны различные приложения везде - и дома, и в самолете. Его рабочая среда всегда должна быть под рукой.
в: Чем будет ознаменован 2010 год? Какие технологические или программные решения станут его символом? Или компании попридержат ноу-хау до лучших, более стабильных времен?
о: Вот уж точно не попридержат. Inflection point означает интенсивные действия в ключевых зонах, если тот или иной бизнес собирается выигрывать на своем поле. Иначе говоря, столбики на участке надо расставлять сейчас. Никто не будет пребывать в состоянии ожидания "чего-то". Если говорить о корпоративном рынке, то для него будущий год пройдет под флагом cloud. В этом у меня сомнений нет: сужу по количеству разговоров и реальных действий со стороны игроков глобального рынка. Но российский рынок наверняка еще будет отставать в потреблении технологии, которая стала предметом нашего разговора. К сожалению, с позиции бизнеса у нас до сих пор нет того механизма инновационного развития, который нужен для роста ИТ-рынка. Но есть надежда, что очень скоро все изменится. Многое зависит и от внимания со стороны правительства, в частности, мы с надеждой смотрим на ускорение процессов в программах Министерства связи по электронному правительству. Обобщая, замечу, что скорость жизни информационного общества будет все увеличиваться. Мы же будем этим скоростям соответствовать. И я расцениваю открытие МТС как совершенно реальный шаг со стороны Microsoft, помогающий информационному обществу в России развиваться быстрее и эффективнее. Разработчики индустриальных приложений в лице Технологического центра получили идеальное "модельное предприятие" для внедрения их решений (причем с самой современной инфраструктурой и обученным ИТ-персоналом), а заказчики - возможность учиться не на чужом, а на "своем собственном" примере. Ведь МТС готов для моделирования бизнес-среды почти любого из них, что экономически очень эффективно. Не хочется говорить слово "даром", так как усилия заказчика нужны и важны для достижения результата. И еще - МТС не проект одного вендора. Это объединение усилий десятков технологических компаний со всего мира - и российских тоже. В этом его уникальность и конкурентное преимущество, в которое мы продолжаем инвестировать и приглашаем вас.