Евросоюз ищет президента
Президент Чехии Вацлав Клаус подписал Лиссабонский договор. Правда, сразу же заявил: принятие этого соглашения означает утрату независимости страны. В Праге даже заговорили о возможности выхода из ЕС. Как бы то ни было, договор очень скоро вступит в силу. Теперь основная интрига - кто же станет первым "общеевропейским" президентом.
"Принятие Лиссабонского договора означает, что мы теряем суверенитет и вновь будем стремиться его обрести. Одной из возможностей является, например, выход из Европейского союза", - заявил чешским журналистам замглавы администрации президента страны Петер Гайек. Клаус опасался появления множества исков со стороны судетских немцев с требованиями о компенсациях за отобранные после Второй мировой войны земли и имущество. И даже после того, как ему сделали уступку на недавнем саммите ЕС в Брюсселе, обезопасив от появления таких дел, президент Чехии продолжал тянуть время. Он дожидался вердикта Конституционного суда, но когда и эта инстанция признала договор соответствующим Основному закону страны, отступать было некуда.
Таким образом, последний бастион "сопротивления" пал, и уже с 1 декабря Лиссабонский договор может вступить в силу. Теперь европейские лидеры соберутся на внеочередной саммит, главной темой которого станет избрание президента и министра иностранных дел ЕС. Как ожидается, встреча в верхах пройдет 11-12 ноября.
До недавнего времени основными претендентами на пост "общеевропейского" президента считались британский экс-премьер Тони Блэр и глава правительства Люксембурга Жан-Клод Юнкер. Однако шансов у них обоих не так много. Британия в европейских делах всегда стоит особняком - не ввела евро и не вступила в Шенген. Более того, Лондон связывают особые отношения с Вашингтоном. Вот и Блэр безоговорочно поддержал США во время войны в Ираке.
А Юнкер, как поговаривают, сам обрек себя на неудачу: его кандидатуру продвигают как альтернативу экс-премьеру Соединенного Королевства. Значит, Франция, которая поддерживает Блэра, и Британия проголосуют против. На днях бельгийская газета "Суар" преподнесла сенсацию: страны Евросоюза могут выбрать на новый пост премьера Бельгии Хермана ван Ромпея. Издание утверждает: все 27 государств пришли к согласию относительно его кандидатуры.
Как вам это?
Научный сотрудник отдела исследований европейской интеграции Института Европы РАН Александр Стрелков:
"России все равно, кто станет президентом ЕС. Наше руководство традиционно делает ставку на контакты с лидерами ведущих стран Евросоюза - Германии, Италии, Франции. Однако и предстоящие кадровые назначения в Брюсселе могут быть полезными: возникнет больше возможностей для координации действий в сфере внешней политики".
Бельгийский политолог Пьер Верганс:
"Найти единого кандидата на пост главы Евросоюза - дело сложное. Нужно очень долго работать сообща, чтобы согласовать такую фигуру. Она должна устраивать большинство европейских стран: скандинавов, славян и, наконец, "тяжеловесов" - Германию и Францию. Будущему президенту следует быть очень сильным центристом. Этот человек обязан защищать только лучшее, что есть в Европе сегодня. По отношению к России он должен проводить открытую политику".