Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Армия
В Херсонской области 17 морпехов ВСУ добровольно сдались в плен
Спорт
Валуев назвал Олимпийские игры в Париже частным шоу для зарабатывания денег
Мир
Лавров объяснил отказ западных коллег сделать общее фото после встречи в Лаосе
Армия
ВС России освободили населенный пункт Лозоватское в ДНР
Мир
Лавров заявил об осознании Западом невозможности победить Россию
Мир
Захарова заявила о масштабном провале открытия Олимпиады в Париже
Общество
Фигурант дела экс-замглавы МО Булгакова владел компанией по разведению свиней
Общество
Суд заявил об опасениях побега подрывника ж/д под Рязанью за границу
Происшествия
Стало известно о еще двух жертвах отравителя из Балашихи
Общество
Росавиация ввела ограничения на работу аэропортов Казани и Нижнекамска
Мир
Лавров заявил о планах обсудить с главой МИД Южной Кореи маневры США в регионе
Мир
Французский епископат осудил церемонию открытия Олимпиады-2024 в Париже
Мир
Российские военные вынесли на руках раненого солдата ВСУ из Торецка в ДНР
Армия
ПВО РФ уничтожила три беспилотника ВСУ под Белгородом, Рязанью и Саратовом
Происшествия
Волонтеры попали под атаку ВСУ в ходе раздачи гумпомощи в Харьковской области
Интернет и технологии
В Telegram выявлена новая мошенническая схема кражи аккаунтов
Экономика
Эксперты рассказали об актуальных инвестиционных инструментах
Происшествия
Губернатор Брянской области сообщил о 22 сбитых беспилотниках ВСУ над регионом

Запад огораживает Арктику Sten'ой

Как только Барак Обама стал президентом США, началась перезагрузка российско-американских отношений, кои в последние годы накалились почти до точки невозврата. Сейчас многие эксперты говорят о наступившей оттепели, однако некоторые политологи советуют не торопиться с оценками
0
Основанный в 1856 году Балтийский завод подвергся атаке международных рейдеров (фото: РИА НОВОСТИ)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Как только Барак Обама стал президентом США, началась перезагрузка российско-американских отношений, кои в последние годы накалились почти до точки невозврата. Сейчас многие эксперты говорят о наступившей оттепели, однако некоторые политологи советуют не торопиться с оценками. Они апеллируют ко все еще содержащемуся в концепции внешней политики США тезису о том, что полная безопасность страны может быть обеспечена только при отсутствии сил, которые даже гипотетически могли бы угрожать Штатам. Одним из примеров является иск шведской компании Stena RoRo к ОАО "Балтийский завод". Если не знать, что собой представляют эти две компании, предстоящее разбирательство можно с легкостью принять за обыкновенный арбитражный конфликт.

В этой истории под маской хозяйствующих субъектов скрываются крупнейшие предприятия, стратегические для экономик обеих стран. От их деятельности зависит геополитическое положение и Швеции, и России. Stena RoRo входит в широко известную в Скандинавии группу Stena - многопрофильный концерн, занимающийся паромно-туристическим бизнесом, грузовым и пассажирским судоходством, шельфовым бурением, недвижимостью. Также Stena присутствует в финансовом секторе, в металлургии, торгует нефтью, перерабатывает вторсырье. Группе интересен даже рынок M&A - одно из подразделений концерна ищет, а после поглощает перспективные компании. В собственности и под управлением подразделений концерна находятся свыше 100 судов различных типов (33 пассажирских и грузовых парома, 72 нефтеналивных танкера), 8 офшорных буровых установок.

Балтийский завод, основанный в 1856 году, сегодня считается одной из ведущих российских судостроительных верфей. Предприятие строит военные корабли, крупнотоннажные гражданские пассажирские и грузовые суда, танкеры, дизельные и ядерные ледоколы. На этой верфи был построен самый большой в мире атомный ледокол "50 лет Победы", первые за последние десятилетия отечественные дизель-электрические ледоколы, сегодня строится первая в мире плавучая атомная электростанция. Основная номенклатура гражданской продукции заточена под планирующееся Россией освоение Арктического шельфа, для чего требуются кроме ледоколов и нефтеналивных танкеров атомные и дизельные плавучие энергетические блоки, суда технического обеспечения работ на шельфе, танкеры для перевозки сжиженного газа, плавучие опреснительные комплексы и многое другое. Балтийский завод - единственный исполнитель государственной "Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу" в части восстановления и наращивания ледокольного флота страны.

Коммерческие отношения Балтзавода и Stena RoRo уходят корнями в 2005 год. В том году прежнее руководство российского предприятия заключило со шведской компанией контракт на строительство двух океанских ролкеров типа RoPax. В договоре также был прописан опцион на создание еще двух таких же паромов. Контракт носил, скорее, рамочный характер - о спецификациях судов в нем не говорилось, и рассматривать его как конкретный заказ было затруднительно. Но при этом соглашение, по мнению руководства завода, носило заведомо убыточный характер: оно предполагало нереально низкие цены (58 млн евро за каждый ролкер, что примерно в полтора-два раза меньше существовавших тогда рыночных цен) и такие же невыполнимые сроки - два года. Такое тяжкое бремя, как считают новые акционеры, бывшее руководство повесило на завод из-за своей неприязни к новым собственникам, которые приобрели предприятие всего за неделю до заключения контракта.

Понятное дело, такое наследство вызвало у новоиспеченных владельцев Балтийского завода как минимум недоумение. Они предложили шведам повысить цену каждого ролкера на 8,5 млн евро (то есть до 66,5 млн) - только при такой стоимости предприятие смогло бы исполнить заказ с минимальной убыточностью для себя. Больше того, сохранение старой контрактной цены привело бы к финансовому коллапсу завода, срыву имевшихся на тот момент госзаказов на ремонт боевых кораблей и строительство ледоколов, контрактов с предприятиями атомной энергетики.

Инициатива питерских корабелов осталась без внимания. Разумеется, ни о каких платежах по договору речи не шло, потому что заказ фактически не размещался. Через несколько месяцев аналогичные ролкеры для шведов подрядилась строить корейская Samsung Heavy Industries. По условиям соглашения с корейцами Stena заплатила за каждый паром около 116 млн евро (то есть вдвое дороже, чем предлагали россияне), да и сроки были реальными - 4 года.

В дальнейшем шведская компания попытается с выгодой для себя использовать сложившуюся ситуацию. Stena обратилась в арбитражный суд торгово-промышленной палаты Стокгольма: мол, из-за того, что компании пришлось поменять подрядчика, на постройке каждого ролкера она потеряла 58 млн евро. В сентябре прошлого года шведский арбитраж удовлетворил иск шведской же компании о взыскании неустойки с российского завода, впрочем, снизив сумму до 20 млн евро. Stena, воодушевленная патриотичным, но спорным с точки зрения логики и закона (Балтзавод не получил от концерна ни цента) решением шведского суда, потребовала в Арбитражном суде Петербурга и Ленинградской области признать вынесенный в ее пользу вердикт. Однако в феврале этого года российские судьи отказали Stena RoRo в удовлетворении ее иска, но шведы осаду не сняли и пошли выше - в Высший арбитражный суд (ВАС) России.

И тебя "закошмарят"...

Позиция Высшего арбитража покажет, в силах ли Россия противостоять нападкам западных компаний на отечественные системообразующие предприятия. В последнее время эти атаки участились - финансовый кризис создал более чем благоприятные условия для экономического терроризма. Один из свежих примеров - немецкая судостроительная верфь Wadan Yards, сейчас принадлежащая члену совета директоров "Газпрома", спецпредставителю президента России по международному энергетическому сотрудничеству Игорю Юсуфову.

Wadan Yards также подверглась атаке со стороны концерна Stena. Как сообщила "Парламентская газета", несколько лет назад еще одна дочка группы Stena - Stena Line - отказалась от финансирования заказа компании Wadan Yards. Действия Stena чуть не довели Wadan Yards до банкротства, но в ситуацию вовремя вмешались власти Германии, на территории которой расположены верфи компании.

Некоторые эксперты, знакомые с ситуацией, объясняют такое поведение шведского концерна его особыми взаимоотношениями с корейскими судостроительными гигантами Samsung HI, Daewoo HI и Hyundai HI, постоянным клиентом которых он является. Российские компании, способные строить уникальные суда вроде танкеров-газовозов, - это очевидная угроза для азиатских производителей. И ежели Stena, по мнению специалистов, сможет "закошмарить" и обанкротить наши предприятия, то получит от корейцев гешефт в виде благоприятных условий будущих контрактов.

Однако это предположение неверно по одной простой причине: корейские компании тоже живут по законам рынка, которые увязывают сокращение конкурентной среды с повышением цен. Поэтому истоки шведской агрессии нужно искать в другом месте.

Шельфовые шельмы

Сможет ли группа Stena победить Балтийский завод, будет во многом зависеть от вердикта Президиума ВАС. Повлияет это решение и на будущее всей российской экономики, которое сегодня связывают с освоением богатого на углеводороды Арктического шельфа. Кроме нас виды на него имеют страны НАТО - США, Великобритания, Норвегия, Дания, Канада - и Швеция с Финляндией. Истории с Балтийским заводом и Wadan Yards свидетельствуют о возрастающей экономической экспансии Запада; ее цель - развал тех российских судостроительных компаний, которые способны выпускать продукцию, используемую при освоении Арктики: ледоколы и танкеры для перевозки сжиженного природного газа, плавучие буровые платформы и т.д. При этом Россия, кстати, не отказывается от совместного с зарубежными компаниями освоения Арктики, но ставит одно условие: как выразился премьер-министр Владимир Путин, "сотрудничество должно быть стабильным и долгосрочным". Еще - рыночным и прозрачным.

А Сергей Богданчиков, глава "Роснефти" - компании, которую помимо "Газпрома" государство планирует бросить на Арктику, - считает, что у иностранцев не должно быть свободного доступа на российский шельф.

Вероятно, "Роснефть", как и Балтийский завод, не понаслышке знает об умении западных партнеров притворяться невинными агнцами.

В любом случае намерение западных стран участвовать в освоении нефтегазовых запасов Арктического шельфа приведет к конфликту национальных интересов. И, что примечательно, к их защите некоторые государства готовятся уже сейчас. Так, Великобритания, ранее имевшая, кстати, "золотую акцию" в компании Stena Line, запустила масштабную программу модернизации своих военно-морских сил. К имеющимся в их составе трем авианосцам к 2014-2016 гг. британское правительство планирует добавить еще два. На 2012 год намечена дополнительная поставка шести эсминцев, которые значительно крупнее своих предшественников и способны решать куда более широкий круг задач в северных широтах. Военные специалисты едины во мнении: наращивание английских ВМС за счет авианосцев и тяжелых эсминцев означает, что область нефтегазовых интересов Британии, чьи собственные запасы уже практически истощены, будет разрастаться на север - в сторону Арктического шельфа.

В этом смысле возможные проблемы Балтийского завода Великобритании на руку даже больше, чем Швеции. Ведь это предприятие обладает огромным опытом строительства современных надводных боевых кораблей. Со стапелей питерского предприятия среди прочих в свое время сошли четыре тяжелых ядерных ракетных крейсера, в их числе крейсер "Петр Великий" - флагман ВМФ России.

Комментарии
Прямой эфир