В гостях у сказки
Талашкино нередко сравнивают с подмосковным селом Абрамцево. Здесь в конце XIX - начале ХХ века сложился один из наиболее значимых для того времени художественных центров России. Своим историческим наследием Талашкино во многом обязано Марии Клавдиевне Тенишевой (1858-1928), русской княгине, художнице и коллекционеру, а главное - меценату.
История Талашкина известна как минимум с конца XVI века, когда оно было пожаловано королем Сигизмундом III полякам Шупинским. В начале ХIХ века село принадлежало уездному предводителю дворянства Николаю Александровичу Шупинскому. Его жена была урожденной Толстой. Впоследствии имение перешло к их сыну Константину, а затем Талашкино унаследовала его дочь - Екатерина Константиновна Шупинская (в замужестве Святополк-Четвертинская).
Расцвет культурной жизни
В 1893 году М.К. Тенишева уговорила свою близкую подругу Е.К. Святополк-Четвертинскую продать ей Талашкино. Тогда-то и начался расцвет культурной жизни в этом имении. В художественном центре Тенишевой в период с 1893 по 1914 год успели побывать и оставить свой след такие художники, как Константин Коровин, Илья Репин, Сергей Малютин, и многие другие. Бывал здесь сам Николай Рерих, с чьим именем связан целый период в жизни Талашкина. До наших дней сохранилось одно из лучших монументальных творений художника - мозаика "Спас Нерукотворный", выполненная над порталом церкви Святого Духа. Среди гостей Тенишевой можно было увидеть композитора Илью Стравинского и главный голос России того времени - Федора Шаляпина.
В 1894 году Тенишева приобрела близлежащий хутор - Фленово, где возник настоящий образовательный городок. Здесь открыли сельскохозяйственную школу для крестьянских детей, построили интернат, пасеку, керамическую, вышивальную и кузнечные мастерские. Вокруг школы раскинулись учебные поля, фруктовый сад, озеро с запрудой и купальней. Для преподавания в школе были приглашены учителя со специальным образованием. Позднее при школе возник замечательный балалаечный оркестр, руководил которым В. Лидии - ученик знаменитого Б. Андреева.
Кто в домике живет?
Живописные холмистые пейзажи удачно дополнены в Талашкине необычными постройками. В 1901 году по проекту художника Малютина во Фленове началось строительство здания "Теремка", сохранившегося до наших дней. Он был приглашен в Талашкино годом ранее, чтобы руководить открывшимися художественными мастерскими. За пять лет существования резной, столярной, керамической и вышивальной мастерских было изготовлено множество предметов быта - от детских игрушек и балалаек до целых мебельных гарнитуров. Но при всем многообразии творений самым ярким детищем его таланта признается "Теремок".
На высоких холмах, в обрамлении темной зелени дубов и елей, срубил художник свой знаменитый домик. Это сооружение представляет собой подлинный шедевр русского зодчества. И бревенчатый сруб, и маленькие "слепые" оконца, и двускатная крыша, и крыльцо - все как у крестьянской избы. Но слегка кривобокие и намеренно преувеличенные формы придали его облику нечто сказочное. Окна, двери, карнизы, наличники - все это искусно выпилено, ажурно вырезано. Наличники пылают разноцветьем красок. Своими фантастическими росписями, завитками чудовищных цветов, странными зверями и птицами он напоминает домик из народных сказок.
Главный фасад "Теремка" украшен причудливым резным наличником с росписью диковинной жар-птицы посередине, Ярилой - символом жизни и света, сказочными коньками, рыбками, цветами. Богато украшено восточное окно "Теремка". В центре наличника - лебедь, выше - восходящее солнце, серп луны и звезды. Кровля над фронтоном и спущенная с ее кромок резьба образуют навес-нишу. Внутри "Теремка" особенно привлекательной кажется балконная дверь с изображением медведя и с рисунками цветов и рыбок.
В Талашкине нашли воплощение и другие малютинские архитектурные проекты. Он украсил пейзажи усадьбы и хутора Фленово затейливыми резными воротами и мостиками. В вечерних сумерках сторожили их резные совы, богатыри, фантастические птицы - украшения на столбиках оград.
Истоки народного творчества
В 1903 году в Талашкино впервые приезжает Николай Рерих. Спустя два года он пишет воспоминания о Талашкине. "У священного очага, вдали от городской заразы творит народ вновь обдуманные предметы без рабского угодства... творит любовно и досужно. Снова вспоминаются заветы дедов и красота и прочность старинной работы. В молодежи зарождаются новые потребности и крепнут ясным примером... кругом открывается столько истинно занятного, столько уносящего от будней". В своих последующих статьях Рерих все чаще отмечает, что Талашкино - своеобразный исследовательский центр, где изучают истоки народного творчества и обращаются к археологии и этнографии.
Между Рерихом и Тенишевой завязывается тесная дружба, они переписываются и часто встречаются. "Прошу Вас, сделайте для меня акварель ваших чудных "Заморских гостей" в простых планах и линиях. Я исполнила бы эту вещь в эмалях; мне так хочется сделать что-нибудь по вашему замыслу", - писала Мария Клавдиевна художнику. И художник откликается на ее просьбу. В 1908 году Рерих вновь приезжает в Талашкино.
Ему предстояло расписать церковь Святого Духа. Отныне он появляется тут ежегодно и проводит несколько летних месяцев, выполняя росписи и смальтовые мозаики. До начала Первой мировой войны Рерих успел исполнить фрески алтаря и расписать одну из арок входа. К сожалению, фрески не сохранились. По свидетельству современников, роспись производила сильное впечатление. Поражал цветовой строй фрески: от нежно-розового до глухого черного, сложный линейный рисунок, орнаментика. Сегодня мы можем увидеть мозаики над главным входом в церковь, которые признаны одним из лучших монументальных произведений этой техники в русском искусстве конца XIX - начала XX века.
Наперекор канонам
Церковь Святого Духа была возведена в 1902-1905 годах по проекту С.В. Малютина, М.К. Тенишевой и И.Ф. Барщевского. Классические каноны церковной архитектуры, надо сказать, княгиню не удовлетворяли. Постройка получилась необычной и выразительной. Храм Святого Духа напоминал одновременно древнюю пирамиду, русский шатер и буддийскую пагоду. Церковь, построенная в лучших традициях русского зодчества, с тремя рядами кокошников и маленькой главкой, должна была стать усыпальницей Тенишевых. Но храм никогда не жил той жизнью, о которой мечтали его создатели. Судьба церкви сложилась драматично. Рерих, воплощая идею единства всех религий, допустил в росписях многочисленные отступления от православного канона, что послужило причиной того, что Синод отказал М.К. Тенишевой в освящении церкви. Построенный в Талашкине храм так и не был освящен. В 1903 году в храмовой усыпальнице был похоронен князь В.Н. Тенишев. В 1923 году, после разорения усыпальницы, он был перезахоронен на деревенском кладбище.
В 1911 году в Талашкино приехал композитор Стравинский - для совместной с Рерихом работы над балетом "Весна священная". "Я занялся работой с Рерихом, и через несколько дней план сценического действия и названия танцев были придуманы. Пока мы жили там, Рерих сделал также эскизы своих знаменитых задников, половецких по духу, и эскизы костюмов по подлинным образцам..." - писал затем композитор. В музыкальном альбоме скоро появляются и первые фрагменты "Весны священной". Лад из балета И.Ф. Стравинский по просьбе М.К. Тенишевой записал на расписной балке в "Теремке". В годы Великой Отечественной войны "Теремок" пострадал, но реставраторы потрудились, чтобы сейчас он выглядел таким, каким его задумывал Малютин. Сейчас в нем размещены свидетельства художественной жизни Талашкина - здесь можно увидеть коллекцию редких предметов русской старины, уникальных эмалей, балалаек, расписанных Васнецовым и Рерихом, Малютиным, Врубелем и самой Марией Тенишевой.