Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Госдолг США вырос на $2,25 трлн и превысил отметку в $38,5 трлн
Спорт
ХК «Колорадо» одержал победу над «Вашингтоном» в матче НХЛ со счетом 5:2
Наука и техника
Магнитная буря вызвала полярное сияние по всей территории России
Мир
В Турции могут изменить правила системы «всё включено» в отелях
Общество
Диетологи указали на способность диеты DASH снижать давление
Мир
Bloomberg сообщило о возможности Европы использовать активы США
Общество
Эксперт рассказал о последствиях принятия законопроектов о медосмотре иностранцев
Мир
Разведсамолет ВМС США выполнил полет над Черным морем в сторону Сочи
Мир
Более полумиллиона человек пострадали в результате наводнения в Мозамбике
Наука и техника
Ученые восстановили историю растительности Камчатки за 5 тыс. лет
Мир
Ким Чен Ын снял с поста вице-премьера КНДР Ян Сын Хо на публичной церемонии
Общество
В КПРФ предложили повысить до 45% налоговую ставку на доходы свыше 50 млн рублей
Общество
Камчатка попросит федеральную помощь для ликвидации последствий циклона
Мир
Политолог Колташов назвал Гренландию платой ЕС за обман США
Общество
УК могут оштрафовать до 300 тыс. рублей за несвоевременную уборку снега
Экономика
В России было ликвидировано 35,4 тыс. предприятий общепита за 2025 год
Общество
Синоптики спрогнозировали гололедицу и до –4 градусов в Москве 20 января

Джармуш на дзэновской колокольне

В российский прокат выходит новая картина Джима Джармуша "Пределы контроля". Единственный, пожалуй, из известных мне фильмов, при просмотре которого откровенная скука сочетается со столь же откровенной заинтригованностью. В минувшую пятницу "Пределы контроля" открывали в Москве фестиваль современного кино "Завтра". "Современное" - почти всегда означает "провокационное", и лучшей провокации для затравки трудно было придумать
0
Исаак де Банколе и Джим Джармуш на съемочной площадке фильма
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

В российский прокат выходит новая картина Джима Джармуша "Пределы контроля". Единственный, пожалуй, из известных мне фильмов, при просмотре которого откровенная скука сочетается со столь же откровенной заинтригованностью.

В минувшую пятницу "Пределы контроля" открывали в Москве фестиваль современного кино "Завтра". "Современное" - почти всегда означает "провокационное", и лучшей провокации для затравки трудно было придумать.

От разных людей, каждого из которых нелегко заподозрить в необразованности или нелюбви к кинематографу, приходилось слышать и оценку: "Шедевр уровня "Мертвеца", и уничижительное: "Многозначительная муть". Приехавший в Москву оператор фильма Кристофер Дойл (один из лучших современных операторов, снявший, в частности, почти все фильмы Вонга Кар Вая) заявил, что "Пределы контроля" - это вообще не фильм, а дзэновский опыт. И это замечание, на мой взгляд, точнее всего отражает происходящее на экране. Тем забавнее, что формально связки, крепящие сюжет, позаимствованы у такого образца мейнстрима, как "Код да Винчи".

Герой - человек с цветом кожи точь-в-точь как у Барака Обамы (Исаак де Банколе) - получает коды-подсказки (коды - в буквальном смысле: бумажки с шифром, втиснутые в спичечный коробок), съедает их, а затем в течение какого-то времени ведет себя сообразно рекомендациям - пока не появятся новые. Только в отличие от романа Дэна Брауна герой - явно не ученый, а человек, чья принадлежность к криминальному миру угадывается с первого взгляда. "Наемный киллер" - вот что написано на его темном бесстрастном лице.

В перерывах между получением коробков он занимается в гостиничных номерах гимнастикой тай-чи (если верить Дойлу, ею увлекается и сам режиссер), а проглотив очередную бумажку с кодом, отправляется, например, в мадридский Центр искусств имени королевы Софии, выбирает среди нескольких картин, изображающих скрипку, одну и долго ее изучает. В другой раз приходит туда же, чтобы рассмотреть портрет обнаженной девушки, и вскоре очень похожая и тоже почти всегда обнаженная девушка появляется в его жизни. Происходит все это столь тягомотно, будто фильм снимал не классик рубежа тысячелетий, а начинающий режиссер, который изо всех сил старается заслужить звание "артхаусного".

Самое неприятное, что "агенты", вручающие герою коробки, этим простым действием не ограничиваются, а произносят ходульнейшие тексты про науку, кинематограф, богему и прочие гуманитарные сферы. И хотя все эпизодические роли сыграны блистательно, сами персонажи кажутся абсолютно вторичными и сворованными у друзей-режиссеров, в первую очередь у Дэвида Линча.

Чтобы не рассекретить сюжет окончательно (хотя ясно, что поклонники Джармуша отправятся в кинотеатр не для того, чтобы следить за сюжетом), скажу лишь: посланцы гуманитарного мира нанимают киллера с целью расправиться с неким злом, персонифицированным в персонаже Билла Мюррея. Который - персонаж, конечно, а не сам Мюррей - всю эту "гуманитарщину" ненавидит и мечтает избавить от нее человечество.

И что же выходит? Маг кинематографа Джармуш, уподобившись бодрому кинопублицисту Майклу Муру, снял подобие политического памфлета о том, что, сколько веревочка ни вейся, крах реакции неизбежен, и человек с цветом кожи Обамы положит конец бушевскому безумию. Только сделал он это не холерически, как Мур, а в ритме, который вполне можно использовать для теста: "Насколько ты любишь авторское кино, чтобы это смотреть?".

Но все-таки Джармуш - слишком большой режиссер, чтобы можно было всерьез поверить в его неспособность оценить и уровень текстов, которые произносят его персонажи, и уровень оригинальности, с которой эти персонажи придуманы. Скорее, он просто решил поизмываться над зрителями. Потому что с его дзэновской колокольни "хороши" и либералы, и реакционеры. Они вполне могут посоревноваться в глупости, пошлости и нежелании видеть дальше собственного носа. А исходом их последнего боя станет абсолютная, столь дорогая сердцу каждого дзэн-буддиста пустота. Подобно очередной бумажке, которую герой извлекает из коробка почти в самом финале, она просто белая - без всяких мешающих восприятию жизни знаков.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир