Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Дорожно-транспортное ограбление

В то время как председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин совсем недавно совершил поездку во Владивосток, лично проинспектировав степень готовности Приморского края к проведению в 2012 году саммита АТЭС, Счетная палата России уже проверяет деятельность компаний-подрядчиков, которые привлекли к участию в подготовке к экономическому форуму. Сейчас СП опубликовала результаты проверки одной из них - ОАО "ГипродорНИИ"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

В то время как председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин совсем недавно совершил поездку во Владивосток, лично проинспектировав степень готовности Приморского края к проведению в 2012 году саммита АТЭС, Счетная палата России уже проверяет деятельность компаний-подрядчиков, которые привлекли к участию в подготовке к экономическому форуму. Сейчас СП опубликовала результаты проверки одной из них - ОАО "ГипродорНИИ".

Эта организация имеет 75-летний опыт работы в проектно-изыскательской деятельности. В советские времена НИИ занимался собственно проектированием всех дорог. По инерции он исполняет и сейчас государственные заказы. К примеру, является разработчиком президентской программы "Дороги России", подпрограммы "Автомобильные дороги" федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" и занимается проектированием дорог во Владивостоке, по которым будет не стыдно провезти участников саммита АТЭС. Этот госзаказ оценивается более чем в 1 млрд рублей. А проектирование платной магистрали Москва-Питер обошлось казне в 11 млрд. Именно участие "ГипродорНИИ" в столь масштабных проектах и насторожило ведомство Сергея Степашина.

Дело в том, что с 2007 года 93% ОАО "ГипродорНИИ" перешли в собственность Восточно-Европейской финансовой корпорации (ВЕФК). Тому факту, что организация, которая фактически является монополистом в проектировании российских дорог и постоянно получает заказы и деньги от государства, оказалась в собственности компании, уходящей своими корнями далеко в офшоры, в наше время уже никто не удивляется. Главным активом корпорации являлся Банк ВЕФК, которого сегодня уже не существует. Осенью прошлого года банк лишился лицензии, был обанкрочен, а его учредитель - собственник корпорации Александр Гительсон до сих пор находится под арестом. Долгов у ВЕФК насчитали свыше 40 млрд рублей.

Несостоятельный владелец, которому грозит уголовное наказание, - полбеды. Ягодки, опасаются в СП, еще впереди. Целью проведения проверки, результаты которой были оглашены буквально только что, было предотвращение преднамеренного банкротства "ГипродорНИИ". Если финансовое состояние института в 2008 году в СП сочли вполне удовлетворительным, то по итогам первого полугодия 2009 года убыток составил 156,6 млн рублей. Кроме того, НИИ в 2008-2009 годах, очевидно, за бюджетные деньги приобрел векселя на общую сумму 724 млн рублей у нескольких кредитных организаций, в том числе у ОАО КБ "Петро-Аэро-Банк" и ОАО "Инкасбанк". Оба банка были когда-то приобретены Гительсоном и также входили в ВЕФК. Нетрудно догадаться, что эти банки постигла та же участь, что и их материнскую компанию. Поэтому в СП считают сумму, выплаченную за эти векселя, также безвозвратно утерянной для "ГипродорНИИ" и государства. Но не для руководства "ГипродорНИИ" - слишком сильно эта схема напоминает банальный вывод бюджетных средств в "нужные" структуры.

Все эти операции с приобретением заведомо неликвидных ценных бумаг (поскольку к этому моменту уже было ясно, какая судьба ожидает ВЕФК. - "Известия") не могли пройти мимо тогдашнего генерального директора "ГипродорНИИ" Бориса Гукайло. Того самого, который сегодня является замом главы Пенсионного фонда России Антона Дроздова и контролирует проведение всех закупок и конкурсов ПФР, в коих в том числе участвуют коммерческие банки. Любопытно, что Гукайло, который генеральствовал в "ГипродорНИИ" с 2006 года, не стал дожидаться развязки истории с ВЕФК и уволился из компании в начале этого года. Также именно при Гукайло все объекты недвижимости, принадлежащие самому НИИ и его многочисленным филиалам по всей стране, были выведены на баланс новой структуры - ОАО "Бизнесгипродоринвест". В связи с этим, сделали вывод в СП, с "ГипродорНИИ" "будет взиматься арендная плата за право пользования занимаемыми нежилыми помещениями, увеличивая себестоимость оказываемых ими услуг", и "это впоследствии негативно скажется на показателях платежеспособности и финансовой устойчивости" компании.

Трудно представить, чтобы руководитель предприятия не осознавал последствий от принятия таких решений, как приобретение ценных бумаг заведомо убыточных организаций и обременение своей компании бессмысленными финансовыми издержками. Другой вопрос, если государственные деньги просто перекладываются из кармана одной аффилированной структуры в карман другой. Таким способом можно и легко "освоить" бюджетные деньги, и нажиться на сдаче недвижимости в аренду, а то и на ее торговле. Все равно за это будет отвечать предприятие, выступающее в роли дойной коровы и которое в принципе не жалко обанкротить. А значит, у государства может появиться новый объект, который необходимо будет спасать. Причем на наши с вами деньги.

Своими опасениями по поводу дальнейшей судьбы старейшего предприятия России "ГипродорНИИ" Счетная палата уже поделилась с Росавтодором и Агентством по страхованию вкладов, а результаты проверки направила в Федеральное собрание Российской Федерации и в Следственный комитет при прокуратуре России.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир