Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Экономика
Набиуллина заявила о необходимости сохранять жесткую ДКП для снижения инфляции
Политика
Путин и Уиткофф обсудили возможность возобновления прямых переговоров РФ и Украины
Экономика
Патрушев сообщил о выделении более 450 млрд рублей на геологоразведку в 2024 году
Экономика
ЦБ РФ понизил прогноз по росту мировой экономики
Мир
Трамп заявил о понимании Зеленским того, что Крым останется в составе России
Общество
Дело об убийстве генерал-лейтенанта Москалика передали в центральный аппарат СКР
Мир
Трамп назвал хрупкой ситуацию в переговорах по урегулированию на Украине
Мир
Евродепутат Вилимский призвал ЕС прекратить спонсировать военные конфликты
Политика
Песков назвал второй за две недели визит Уиткоффа в РФ челночной дипломатией
Мир
СМИ заявили об отмене пошлин на некоторые американские полупроводники в Китае
Мир
Шойгу обвинил Запад в провоцировании гуманитарных кризисов и вооруженных конфликтов
Экономика
ЦБ РФ увидел возможность снизить ключевую ставку при укреплении рубля
Мир
Латвия намерена разместить оборонительные сооружения на границе с Россией
Мир
Россия и Турция подчеркнули необходимость нормализации ситуации в Сирии и Газе
Экономика
В РФ отменили штрафы бизнеса в 2025 году за пропуск подачи первой декларации НДС
Авто
Госавтоинспекция объявила массовые проверки водителей в выходные дни
Общество
В Новосибирске задержали мошенников за махинации с соцвыплатами в 59 регионах РФ

От таблетки до монетки

Сначала я зашла в аптеку возле дома. Потом посетила еще пять - у метро. Цены не порадовали нигде. Таблетки "от холестерина", которые наша бабушка пьет изо дня в день, подорожали на 700 рублей и достигли рекордной отметки - 2 тысячи за упаковку. Лекарства от гастрита, что врач прописал мужу, не оказалось ни в одной аптеке. Повсюду предлагали "только дорогие, но очень хорошие" аналоги. Оставался крем от прыщей, требовавшийся сыну. С ним повезло больше: тюбик красовался в каждой витрине, зато разница в ценах вызывала бурю эмоций: 574, 607 и даже 711 рублей
8
Рисунок: Виктор Богорад
Выделить главное
Вкл
Выкл

Сначала я зашла в аптеку возле дома. Потом посетила еще пять - у метро. Цены не порадовали нигде. Таблетки "от холестерина", которые наша бабушка пьет изо дня в день, подорожали на 700 рублей и достигли рекордной отметки - 2 тысячи за упаковку. Лекарства от гастрита, что врач прописал мужу, не оказалось ни в одной аптеке. Повсюду предлагали "только дорогие, но очень хорошие" аналоги. Оставался крем от прыщей, требовавшийся сыну. С ним повезло больше: тюбик красовался в каждой витрине, зато разница в ценах вызывала бурю эмоций: 574, 607 и даже 711 рублей.

- Старые закупки распродаем, - сообщила провизор из той аптеки, где было дешевле. - Больше такого не будет. Новая партия по 600 с лишним пришла - как у соседей.

Увы, демпинговать никто не собирается. Конкурировать петербургские аптеки стремятся в сторону увеличения цены. И организованная Генпрокуратурой проверка, которая уже второй месяц проходит в аптеках и фарммаркетах Петербурга, ни к какому снижению не привела.

Больше - не значит дешевле

Такой вот загадочный лекарственный рынок, где цены только растут, а аптеки открываются на каждой улице. Парадокс, не правда ли? Казалось бы, чем больше аптек, тем лекарства должны быть дешевле. Впрочем, специалисты считают по-другому.

Экспертом по лекарственно-ценовой проблеме выступил заместитель председателя комитета по здравоохранению правительства Санкт-Петербурга Захар Голант:

- Все разговоры про "здоровую конкуренцию" вообще не выдерживают критики. Достаточно взглянуть на ценники. А все потому, что увеличение количества аптек к снижению цен не ведет. Есть понятие рентабельности, некий взвешенный ценовой уровень. Аптекам надо платить за аренду, свет, охрану. И дешевле, в убыток себе торговать никто не будет. Дело в том, что аптек в Петербурге слишком много. И конкурировать в сторону уменьшения цен на лекарства им просто невыгодно. Зачем? Когда все заинтересованы в максимальной прибыли. Рынок ведь никто не отменял.

А первое, на что влияет рынок - это ассортимент. Именно поэтому с прилавков аптек исчезают дешевые препараты, а их место занимают более дорогие. Оперировать упаковками по 200–300 рублей аптекам куда выгоднее, чем продавать сходные по действию или даже аналогичные препараты по 30–40 рублей. За примерами далеко ходить не надо: чтобы найти в городе "старый", известный с советских времен диазолин, помогающий при аллергии, придется обойти по меньшей мере три аптеки. Оно и понятно: в среднем его упаковка стоит 35–40 рублей, а все прочие антигистаминные средства, вроде разрекламированных зиртеков-кларитинов, тянут на 200 и выше. Разница в 5 раз получается. Да и реклама берет свое. Не секрет, что из целого ряда аналогичных препаратов, а число их может доходить до нескольких десятков, потребитель выберет именно ту "заветную" упаковку, что видел вчера по телевизору. А чем дороже "раскрученный" препарат, тем выгоднее на него накрутка. Это к вопросу об аптечных наценках, которые с августа проверяет прокуратура.

Бизнес на бахилах

Про 25% торговой надбавки на ЖНВЛС (жизненно необходимые и важные лекарственные средства) и 35% - на все остальные препараты слышали, наверное, все. Порядок наценки даже рядовой потребитель знает наизусть. А пользы? Лекарства все равно дорожают. И мысль, что наценку на таблетки-микстуры увеличивают как-то особо дерзко, вопреки установленным нормам, преследует неотступно. Между тем результаты проведенных прокуратурой проверок эту информацию пока не подтверждают. То есть нарушения есть, но вопиющими, а тем более массовыми их не назовешь.

Комментарий эксперта:

- Аптеки вообще отличаются законопослушностью. В Петербурге сложившийся рынок, несколько крупных аптечных сетей, рисковать никто не будет. Скорее можно предположить техническую ошибку. К примеру, в августе в одной из аптек обнаружились две упаковки лекарства, наценка на которые была превышена на 9,4%. Таблетки должны были стоить 26 рублей, а продавались за 28 с копейками.

Сентябрь подбросил новые факты. В ходе прокурорской проверки в аптеке на ул. Тамбасова был выявлен целый ряд нарушений. По завышенным ценам там продавались бахилы и сразу три лекарственных препарата: мирамистин, АЦЦ и центрум. "Превышение торговых надбавок составило от 1,5 до 50%", - сообщается в прокурорском отчете. Но тенденции опять же не видно. Все-таки Петербург - не Воронеж, где, по данным Генпрокуратуры, цены на лекарства оказались завышены почти во всех аптеках.

Между хлебом и колбасой

Итак, с надбавками понятно. Зачем их превышать, когда можно поменять номенклатуру? И вместо дешевых препаратов украсить витрину дорогими с той же предельной надбавкой в 25 и 35% - выгоднее получится. Ведь никаких ограничений ассортимента не существует. При заявленном госрегулировании лекарственного рынка никто не может указывать аптеке, какими именно таблетками торговать. В конце концов, всегда можно сослаться на спрос, рождающий предложение. И не одними лекарствами жив человек. А потому в какую аптеку ни зайди, чуть ли не половину витрин занимают кремы, шампуни и загадочные препараты, усиливающие рост волос и мужскую потенцию.

Комментарий эксперта:

- Только на продаже лекарств аптекам выжить нереально. Для этого их слишком много. Поэтому ассортимент расширяется за счет космецевтики, товаров медицинского назначения, самых разнообразных БАДов, которые толком никто не испытывал и не проверял, но это отдельная тема. Так или иначе, но сегодня фактически любая аптека превращается в фарммаркет.

В общем, как в старом анекдоте: еще немного, и в аптеке можно будет "и к чаю чего-нибудь купить". На таком фоне выдвинутое Министерством промышленности и торговли предложение разрешить продажу безрецептурных лекарств в обычных магазинах выглядит весьма неожиданно. И вызывает серьезную озабоченность как у игроков фармацевтического рынка, так и в структурах, которые этот рынок как-либо отслеживают или контролируют.

Комментарий эксперта:

- Подобное нововведение только усугубит ситуацию. Во-первых, в каждом торговом центре уже есть аптека. А во-вторых, не могут лекарства продаваться вместе с хлебом и колбасой. У нас и так существует проблема самолечения, когда люди по собственному разумению начинают пить препараты и за пару месяцев формируют у себя лекарственную зависимость.

Кстати, с избыточной конкуренцией связана и другая проблема: неограниченная продажа лекарств, которые должны отпускаться только по рецепту врача. Как правило, провизор ограничивается вопросом: "Это вам врач назначил?". И получив утвердительный ответ, выдает товар. Причина подобной "сговорчивости" проста: все знают, как трудно работающему человеку отстоять очередь в поликлинике и получить рецепт, а излишняя принципиальность запросто может привести к форменной стагнации всего аптечного рынка. Как ни крути, а главная задача аптеки - продать.

Есть вопросы - нет ответов

До цивилизованного рынка лекарственных препаратов нам далеко. По точному замечанию самих фармацевтов, "аптеки не реализуют лекарства, они ими торгуют", что отличает фармацевтическую сеть России от Германии или Финляндии, где вся система здравоохранения настроена на то, чтобы вылечить человека, предоставив ему необходимый лекарственный препарат нет, не по дешевой, но хотя бы по адекватной цене. У нас такой системы нет. И первый шаг на пути ее создания - ограничение числа аптек, которое возможно только на федеральном уровне.

Комментарий эксперта:

- Каждую неделю в комитет здравоохранения обращаются за очередной лицензией на открытие очередной аптеки. И мы не можем отказать. В стране нет механизма, позволяющего ставить вопрос о необходимости открытия точки торговли лекарственными препаратами там, где уже есть две или три аптеки. В результате конкурентная борьба только усиливается, и как следствие - растет стоимость средней упаковки и среднего чека, благо емкость рынка пока позволяет зарабатывать на этом.

Что будет дальше и когда количество аптек превысит тот предел, после которого они начнут массово закрываться, - не знает никто. Тем более к резкому снижению цен на лекарства это едва ли приведет, не от одних аптек оно зависит. Вообще фармацевтический рынок достаточно сложен. Ведь кроме аптек еще есть производители и многочисленные дистрибьюторы, осуществляющие оптовую продажу лекарственных препаратов. И с этой частью цепочки ситуация опять-таки непростая.

Не только эксперты, сами дистрибьюторы признают: в России розничная цена на ряд препаратов зарубежного производства превышает отпускную цену завода-производителя в 3–5 раз. Несмотря на то, что количество дистрибьюторов в России с 2000 года снизилось почти вдвое, по европейским меркам их чрезмерно много. Например, в Германии таких компаний не больше десятка, во Франции - четыре. В России счет идет на тысячи. При этом большинство крупных оптовиков базируется в Москве, а в регионах, в том числе и в Петербурге, действуют их филиалы.

Комментарий эксперта:

- Проконтролировать процесс ценообразования на уровне каждого отдельного субъекта федерации вообще невозможно, - говорит Голант. - Условно говоря, мы приходим к оптовикам и просим показать нам эти цифры, а у них никакого ценообразования нет. Есть товар и прайс-лист, спущенный из Москвы, сколько стоил тот или иной препарат вначале, не знает никто.

Обещанного до марта ждут

Решение этой проблемы одно: должен измениться сам порядок регистрации лекарственных средств. Удивительный для российских реалий факт, но во всем цивилизованном мире препараты регистрируются с начальной динамической ценой, которую фирма-производитель может изменить в случае каких-то экономических потрясений.

Комментарий эксперта:

- Все делается открыто, официально, и сама цена при этом известна. Достаточно взять справочник и посмотреть, сколько этот препарат стоил у производителя. И когда это появится в России, мы будем понимать, какая цена должна быть на выходе, независимо от числа посредников, упаси боже в эти цепочки вникать. Например, если завод отпускает его по 100 рублей, то в розничной торговле с учетом аптечной надбавки 25–35% и оптовой, которая в нашем регионе составляет не более 15%, это лекарство должно стоить 140–150 рублей, а не 200 и не 300.

Но пока о такой прозрачности лекарственного рынка можно только мечтать. Принятое в первых числах августа постановление правительства РФ "О совершенствовании государственного регулирования цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства" ситуацию коренным образом не меняет. Регистрировать и устанавливать предельные цены предполагается только на препараты из списка ЖНВЛС. Причем цены российских жизненно важных лекарств должны быть зарегистрированы к 1 марта 2010 года, а иностранных препаратов - только к 1 января 2011-го. В общем, придется подождать. Но и тогда революции не будет. Наивно думать, что после января 2011-го все таблетки разом подешевеют. По самым оптимистичным оценкам, препараты из списка ЖНВЛС составляют треть общего аптечного оборота. А пока эксперты грозят если не очередным повышением цен, то массовым сокращением ассортимента за счет дешевых препаратов. С такими темпами скоро и активированный уголь купить станет проблемой.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности