Министр заглянул в "ящик Пандоры"
Нечасто рядовым гражданам выпадает шанс обсудить правовые проблемы с министром юстиции страны. На днях такая возможность была у счастливчиков, успевших записаться на прием в недавно открывшийся городской центр бесплатной юридической помощи. Посетителей консультировал лично глава Минюста РФ Александр Коновалов. Выслушав жалобы петербуржцев, он высказал пожелание, чтобы центр работал чаще, дольше и расширил круг тем, по которым горожане смогут получить квалифицированный совет.
Центр бесплатной юридической помощи открылся совсем недавно, 14 сентября, в Доме юриста (ул. Чайковского, 28). С такой идеей выступили нотариусы северной столицы. Они договорились, что каждый из 320 зарегистрированных в Петербурге нотариусов будет давать консультации по согласованному графику, два раза в неделю: по понедельникам с 10.00 до 14.00 и по четвергам с 14.00 до 19.00.
Уже при открытии Центра некоторые служители Фемиды высказывали опасения, что пункт правовой помощи в Доме юриста станет своего рода "ящиком Пандоры, в который ринется нескончаемый поток посетителей со всевозможными бедами и горестями". Отчасти такое развитие событий предрек и спикер городского ЗакСа Вадим Тюльпанов. Он рассказал историю из своей до депутатской практики, когда он еще возглавлял одну из транспортных компаний. Служившие в этой фирме юристы, не слишком загруженные основной работой, решили параллельно консультировать граждан. Клиентов оказалось столько, что пришлось увеличить штат правового отдела компании.
Предположения оправдались в полной мере. В первый день работы Центра в него обратились 30 человек, хотя заранее информация о новой услуге широко не распространялась. Теперь же на каждый прием на Чайковского, 28 приходят до 150 петербуржцев. Среди обратившихся за помощью - и состоятельные бизнесмены, и малообеспеченные горожане.
Чаще всего посетители интересуются правилами составления договоров дарения, завещаний, доверенностей на автомобиль с правом продажи. Но очень много и тех, кто обращается явно не по адресу.
- Приходят пожаловаться на протечки в потолке. Или, например, на неработающий сливной бачок. Хотят узнать, сколько еще стоять в очереди на получение жилья, - рассказала президент Федеральной нотариальной палаты Мария Сазонова. - Жаль людей, которые отсиживают в очереди, а мы потом вынуждены их отправлять восвояси.
Узнав, что Центр посетит министр юстиции России, в Доме юриста подстраховались и организовали предварительную запись. Наверное, поэтому Александру Коновалову не пришлось столкнуться с проблемой сливных бачков. Ему достались "продвинутые" граждане. Один из посетителей интересовался, как быть в случае бездействия судебных приставов. Другая петербурженка хотела переоформить дачный участок со своей мамы на себя, но боялась запутаться в огромном количестве необходимых документов. Немало вопросов поступило об особенностях так называемой дачной амнистии.
Убедившись на личном опыте, сколь востребованы консультации юристов, Александр Коновалов дал ценный совет:
- На базе Центра должны объединиться усилия нотариата, адвокатуры, Петербургского университета. Надо сделать прием ежедневным, в том числе в субботу и выходные. Пусть три раза в неделю консультации дают студенты СПбГУ и адвокаты, а в остальные дни - нотариусы.
У "черных" нотариусов наступает черная полоса
Помимо общения с народом, глава Минюста РФ провел в Петербурге заседание координационного совета по проблемам нотариальной деятельности. На нем стали известны предложения по проекту готовящегося нового закона о нотариате. Возможно, нотариусам вернут недавно утраченную ими обязанность удостоверять сделки с недвижимостью. Есть у разработчиков документа и другая идея: дать возможность судьям не тратить время на подтверждение юридиче-ского факта, если он официально заверен нотариусом. "Но это возможно, лишь когда судья полностью уверен в нотариусе", - признал Александр Коновалов. Пока же, к сожалению, есть немало случаев нечистоплотной деятельности представителей нотариата. Министерство юстиции объявляет войну "черным" нотариусам, в частности, тем, кто участвует в преступной деятельности, помогая мошенникам отбирать квартиры у граждан, а рейдерам - захватывать чужие предприятия.