Рабочий и колхозница возвращаются домой

Мэр Москвы Юрий Лужков обещал вернуть детище Веры Мухиной в начале декабря. "Рабочего и колхозницу" мы не видели целых 6 лет. Теперь скульптуру установят на постамент, который станет точной копией выстроенного в 1937 году на Всемирной выставке в Париже советского павильона архитектора Бориса Иофана. Сам павильон почти доделали, а вот скульптуру еще предстоит собрать.
С мая на Рязанском проспекте кипит работа. Здесь, в ЦНИИ строительных конструкций им. Кучеренко, сутками трудились реставраторы. За долгие годы легендарная скульптура покрылась толстым слоем грязи. Простой тряпкой ее не оттереть. Приходилось прибегать к помощи специальных химических средств - очистителей, полиролей. Отдельные листы пошли на замену. Для них заказывали авиационную сталь.
- Мы пригласили к сотрудничеству лучших специалистов, например, коллектив ЦНИИ авиационных материалов, - говорит автор проекта реставрации Вадим Церковников.
- Сегодня авиационная техника облицовывается не алюминием, как раньше, а нержавеющий сталью. А в стали они - "спецы", много ценного нам подсказали, - похвалил Церковников авиастроителей. - "Рабочий и колхозница" состоят из 6 тысяч листов. Каждый лист был просвечен рентгеном. По каждому отдельному листу было дано заключение. Всего 120 томов. Так, шаг за шагом, мы понимали, каким путем нужно идти в реализации проекта реставрации этого монумента, чтобы не нарушить авторскую пластику и максимально сохранить произведение Мухиной. В результате стало ясно, что около 250 стальных листов необходимо заменить полностью.
По ходу нынешней реставрации пришлось устранять много старых ошибок. В прошлый раз "Рабочего и колхозницу" собирали в страшной спешке. Привезенную из Парижа скульптуру нужно было в кратчайшие сроки поставить около ВВЦ, которая в то время называлась ВСХВ (Всесоюзная сельскохозяйственная выставка).
Вере Мухиной удалось собрать монумент всего за 11 дней. Само собой, не обошлось без накладок. Фрагменты скульптуры плохо подходили друг к другу. То тут, то там обнаруживались гигантские щели, которые пришлось закрывать стальными заплатами. Теперь от них решили избавиться.
На сегодняшний день реставрационные работы подошли к концу. Все детали отмыты, отполированы и упакованы в прочный полиэтилен. В эти дни их перевозят к месту сборки. Возле нового постамента уже лежат ноги, туловища и руки. Осталось доставить гигантский шлейф от платка колхозницы, головы и несколько мелких фрагментов. Большую часть деталей везли на обычных грузовиках. Исключением стали крупногабаритные фрагменты монумента. К примеру, грудь колхозницы так просто не перевезешь. Она 6 метров в ширину и весом около тонны. Для ее транспортировки реставраторам пришлось заказывать специальный тягач. Длинную фуру доставили прямиком из Казани. Но пикантная выпуклость все равно не поместилась. С каждого края грудь выпирала на метр. Задень она проезжающую мимо машину - аварии не избежать. Аналогичная ситуация и с торсом рабочего. Поэтому крупные детали перевозят только в сопровождении сотрудников ГИБДД и по заранее согласованному маршруту. Из опытно-экспериментального цеха ЦНИИ строительных конструкций им. Кучеренко колонна выдвигается к Рязанскому проспекту, далее движется в сторону МКАДа, потом к Ярославскому шоссе, а там уже до проспекта Мира. Везут аккуратно. Поэтому на всю дорогу уходит около двух часов. О перевозке по центру или через Третье транспортное кольцо не может быть и речи - платформа не впишется в повороты.
Переезд хотят закончить к концу этого месяца. Параллельно начинается постепенная сборка скульптуры. Конструктор из 42 крупных частей предстоит собрать к началу ноября. После чего стальную легенду соцреализма кранами перенесут на гигантский постамент, отстроенный на месте прежнего каменного "пенька". Затем сам постамент декорируют мрамором, после чего вся композиция будет готова к открытию. Согласно приказу Юрия Лужкова, открыть монумент хотят 5 декабря.