Учиться и не замечать болезнь

- До этого Юра почти не ходил. Только дома, со мной, держась за руки, - рассказывает мама первоклассника Наталья Александровна. - Сейчас стало легче, небольшое расстояние - в классе или комнате - он может пройти сам.
У Юриного одноклассника - Данилы - ситуация еще сложнее: на уроки, в класс мальчика привозят на инвалидной коляске. На этот случай к школьному крыльцу пристроен пандус.
- На заказ делали, строго по ГОСТу. Иначе никак: у нас же типовое здание, а в обычных школах никаких удобств для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата не предусмотрено, - говорит директор школы Елена Сергеевна Кропп. - Еще у нас есть пандус между вторым и первым этажом. В туалетах тоже установили специальные поручни.
Все эти приспособления появились в школьном здании не в один момент. И решение организовать первый и пока единственный в городе класс, где дети с поражениями опорно-двигательной системы учатся вместе с остальными, тоже складывалось постепенно. Вся суть открытия этого класса в том, что школа № 593 является специализированной английской школой с высокими требованиями к учащимся и большой нагрузкой. Опыт был: первый выпускник с диагнозом "не для средней школы" окончил 593-ю три года назад. Сейчас Юрий Пе - студент СПбГУ.
- Помню, на выпускном, когда мы прощались, ребята устроили Юре овацию, настолько все его любили. И учился он замечательно, - рассказывает директор. - После него мы к ученикам с ограничениями по здоровью стали совсем по-другому относиться. До этого думали: сложно им будет, вдруг возьмем, а ребенок не потянет. Все-таки наша школа - с углубленным изучением английского. Язык идет с первых лет обучения. Но Юра все экзамены сдал блестяще. И сейчас у нас в девятом классе другой мальчик учится - Яков Блышко, у него тоже проблемы с опорно-двигательной системой. Но голова-то светлая. Мальчишка старается изо всех сил. По учебе - никаких нареканий нет. В общем, какую-то базу, методические наработки мы имели. И все равно получилось, что класс, который мы в этом году открыли, - экспериментальный. Потому что одно дело - частный случай, когда на всю параллель один ученик с какими-то особенностями. И совсем другая ситуация - целый класс, где двенадцать учеников-первоклашек. И пять из них - с ограничениями по здоровью.
"Коррекционная школа - не для нас"
Действительно, не только в Петербурге, во всем Северо-Западном регионе ничего подобного нет. Как правило, у детей с ДЦП выбор небогатый: либо сидеть дома и заниматься с приходящими учителями, либо - коррекционная школа, где соседи по парте могут быть самые разные. Часто в одном классе оказываются и дети с сохранным интеллектом, и те, кому врачи поставили диагноз, означающий умственную отсталость. В результате ребятишки, которые не могут ходить, вынуждены учиться на одном уровне с теми, кто не может мыслить.
- Мы с самого начала решили: коррекционная школа - не для нас. Ребенок с нормальным интеллектом должен находиться в обществе, иначе потом он просто не сможет в него вписаться, ведь никакой коррекционной жизни у него не будет, - говорит мама первоклассника Юры Урбановича. - И когда мы узнали, что в 593-й школе Невского района открывают интегрированный класс, сомнений не возникло, сразу поняли: это наш вариант.
- Сейчас учебный год только начался, прошло всего три недели, - говорит учитель первого экспериментального Маргарита Александровна Умина. - Какие-то выводы делать рано. Но как педагог могу сказать: класс подобрался сильный. И дружный, все детки общаются друг с другом. Нет такого, чтобы на перемене все общались, а кто-то один сидел в стороне.
Учителя уверены: первоклассники не замечают диагнозов друг друга. Все воспринимается как данность, вроде по-другому и быть не могло. Но это не равнодушие - нет, скорее понимание и готовность помочь. Ежедневно сталкиваясь с теми, кому бывает больно и трудно, школьники учатся сопереживать и сочувствовать.
- Недавно на перемене слышала разговор, одна девочка призналась подруге: "Когда вижу этих детей, сердце кровью обливается, сразу думаю, как им помочь", - рассказывает директор школы. - А ведь это очень важно. Значит, главного мы достигли, и движение будет взаимное: не только дети с ограничениями по здоровью научатся жить в обществе, но и само общество научится их воспринимать. Ведь многие проблемы, и физические, и психологические, возникают не от болезни, а от одиночества, когда человек с каким-то недугом ощущает себя чужаком, изгоем. Наш опыт показывает: даже эту проблему можно решить. Пусть не сразу - шаг за шагом, постепенно.
Чиновники тоже помогают
Понятно, что один экспериментальный класс ситуацию в целом городе не перевернет. Но ведь год назад не было и его. И шансов попасть в общеобразовательную школу с углубленным изучением английского языка у детей с проблемами опорно-двигательной системы было еще меньше. Ведь в остальных школах даже пандуса при входе нет.
- В целом ситуация меняется, я это почувствовала, - говорит директор Елена Сергеевна Кропп. - Инклюзивное, то есть совместное обучение набирает обороты. Подобные классы уже есть в Москве, и в Петербурге наш опыт - только начало. Ведь существует детский сад № 5, где детки с самыми разными диагнозами играют и занимаются вместе со всеми остальными. Кстати, все наши первоклассники пришли оттуда - из этого детского сада. И заведующая - Людмила Николаевна Грызлова - нам помогает. Буквально на днях было родительское собрание. Она приходила, давала советы, консультировала. И еще - нас очень сильно поддержала районная власть: глава администрации Невского района Сергей Алексеевич Ситдиков и начальник отдела образования Надежда Алексеевна Спиридонова. Вообще, чиновников принято ругать. Но в нашем случае никаких проволочек не было. Наоборот, если бы не глава Невского района, на территории которого находится наша школа, мы бы вообще многих вещей не сделали. И городской комитет по социальной политике помогает: они предоставляют социальное такси для детишек-опорников. Наши ученики могут комфортно ездить в школу и возвращаться домой. А это в нашем случае - большое дело.
Не слабый, а сильный
Захожу в класс. Все ученики сидят за партами. И на первый взгляд трудно определить, у кого из них ДЦП, - все на вид абсолютно здоровые. Тянут руки, смеются, готовы ответить на любой вопрос учителя. И только когда один мальчик пытается встать, понимаю, насколько сложно ему это дается.
- Конечно, есть особенности, - говорит учитель Маргарита Александровна, классный руководитель первоклашек-первопроходцев. - Даня у нас колясочник и почти не может писать - болезнь затронула руки. Все задания он выполняет на компьютере, хотя делать упражнения на бумаге все равно пытается. А Юра Урбанович - такой умница, так старается, что буквально всему классу тон задает. И получается, что не он за ребятами тянется, а они равняются по нему. Значит, Юра у нас не слабый, а наоборот - самый сильный.
Аттестат - как в обычной школе
Увы, не все дети с ДЦП растут и воспитываются в семье. На сегодняшний день в Петербурге действует 4 детских дома-интерната для детей с отклонениями в умственном развитии. Там живут и ребята, у которых сохранный интеллект, но с проблемами опорно-двигательной системы. Такие дети могут учиться. И вправе рассчитывать на аттестат о среднем образовании.
- До недавнего времени эта проблема не была решена, в городе не существовало схемы, чтобы ребенок из интерната мог получить аттестат. Ведь учатся такие ребята там же, где живут. А дома-интернаты для детей с отклонениями в умственном развитии считаются не образовательными, а медико-социальными учреждениями, - объясняет председатель комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Александр Ржаненков. - Между тем аттестат вправе выдавать только образовательное учреждение. Сейчас ситуация изменилась: уже к 1 ноября нынешнего года будет закончена разработка всех необходимых документов для организации экстерната. Ребята из детских домов-интернатов, которые освоили школьную программу, смогут сдавать экзамены и переходить из класса в класс, затем - получить документ об образовании государственного образца и продолжить свою учебу, например, в учреждениях начального или среднего профессионального образования.