Дозорные бегут за пивом
Может ли подросток купить пива в магазине, если ему нет 18 лет? По закону - не может. А в действительности? Организатор акции "Пивной дозор" - одна из крупнейших пивоваренных компаний, при поддержке комитета по молодежной политике совместно с журналистами проверили, как в торговых точках Петербурга соблюдаются правила продажи пива. В дозоре побывал и корреспондент "Известий".
Разбились на группы. В рейд по магазинам одна из команд берет волонтера - несовершеннолетнего Алексея. Его задача - покупать пиво, задача же участников дозора - делать выводы.
Малый проспект Васильевского острова. Заходим в магазин. Алексей действует решительно, идет сразу к кассе:
- Пожалуйста, пиво. Вон то.
- Вам есть восемнадцать? - спрашивает продавец.
- Нет, - отвечает он. Про возраст врать нельзя. Такая инструкция.
- Тогда извините...
За проявленную на рабочем месте бдительность продавцу дарят монетницу и клеят на витрину стикер "Есть 18? Подтверди". Это условие акции.
Идем дальше. Пока все хорошо. Везде одно и то же: спрашивают про возраст и не продают пиво.
В параллельной группе у юной девушки Марины (тоже волонтера) уже другая картина. Из семи магазинов в трех ей свободно продали пиво. Тогда две партии дозорных объединили усилия и вместе отправились в магазин торговой сети "Дикси" на Среднем проспекте. Кассирша, не глядя, пробила в кассе две бутылки Марине и Алексею. Админист-ратором универсама оказался немолодой мужчина. Узнав, что в магазине пиво было продано несовершеннолетним, он помрачнел и пообещал еще раз проинструктировать сотрудников, а если потребуется - и наказать.
- Никаких санкций в данном случае к "проштрафившимся" продавцам применять не стали - для этого нужно ходить с сотрудниками милиции и составлять протоколы. А на оформление одного протокола уходит больше часа, - поясняет одна из организаторов "Дозора" Марина Волкова. - Пока работаем в воспитательных целях.
В "Пятерочке" на 9-й линии также был зафиксирован факт продажи пива несовершеннолетним. Поняв, что особых проблем для магазина не будет и милиции нет, администратор развернулась и ушла. Пришлось "Дозору" в неофициальном дневнике поставить "Пятерочке" за работу с подростками двойку. Детей от соблазна попить с утра пивка взрослые должны оберегать, дабы это не превратилось в пагубную привычку.
Итоги. Только за один рейд по пятнадцати магазинам "Пивной дозор" обнаружил нарушителей правил торговли в пяти торговых точках.
Вошло в привычку
Александр Сабин, заведующий наркологическим реабилитационным центром:
- Количество людей, больных алкоголизмом, к сожалению, не уменьшается. То, что среди них преобладают любители пива, ничего не меняет. Скверно, что у людей, особенно у подростков, вошло в привычку, гуляя по улицам, сидя в парках, пить этот напиток и не видеть в этом ничего предосудительного. Если употреблять пиво день через день, это неминуемо приведет к алкоголизму. Кроме того, в последние полгода в городе явно снизилась популярность наркологических служб - люди стали меньше обращаться к специалистам. Проблема эта существует уже давно, есть она и по сей день.
Нас это не касается
Алексей Кокорев, психиатр-нарколог:
- Одна из проблем в этой области, с которой я столкнулся лично - катастрофически сложно провести профилактическую беседу с детьми по поводу наркомании или алкоголизма, пивного в том числе. Учителя не идут на контакт, говорят: "У нас в учебном заведении этого нет, нас это не касается".
СПРАВКА "ИЗВЕСТИЙ"
Периодически употребляют алкогольные напитки 74% россиян. Не реже, чем несколько раз в месяц, выпивают 45% мужчин и 18% женщин. Вообще не пьют 31% женщин и 16% мужчин. Однако среди молодежи в 10 раз чаще, чем среди взрослых, встречается пивной алкоголизм. Кроме того, ежедневно или через день слабоалкогольные напитки употребляют треть юношей и почти 20% девушек.