Комары закусают до смерти птицу и черепаху
Заповедные Галапагосские острова под угрозой - прилетающие в самолетах с туристами южноамериканские комары приносят на острова смертельно опасные болезни.
Знаменитые своими гигантскими черепахами, пингвинами, морскими львами и игуанами Галапагосские острова принадлежат Эквадору и находятся точно на экваторе в Тихом океане, на расстоянии около тысячи километров от Южной Америки. Этот уникальный заповедник прославился еще в позапрошлом веке, ведь именно на основании изменчивости местной фауны Чарльз Дарвин сделал свои основные выводы о теории эволюции и происхождении видов.
Сохранение первозданной экосистемы островов, объявленных Всемирным наследием ЮНЕСКО, - предмет заботы и беспокойства биологов всего мира. Эндемики Галапагос, то есть проживающие только здесь животные и растущие только здесь растения, подвергаются опасному воздействию завезенных на острова коз, кошек и крупного рогатого скота. А в последнее время несчастных животных одолели - кто бы мог подумать! - городские комары Culex quinquefasciatus, которые попадают на острова вместе с туристами из Южной Америки, залетая в самолеты. Примерно как в том анекдоте, когда одна блоха спрашивает другую: сами пойдем или подъедем на собаке?
Эти комарики разносят заболевания, смертельно опасные для многих представителей животного мира Галапагос, - птичью малярию и даже лихорадку Западного Нила, от которых гибнут дарвиновские вьюрки, морские львы и черепахи. Комары прекрасно устраиваются на островах еще и потому, что местные птицы не умеют их ловить. Чужие комарики оказались им не по зубам - точнее, не "по клювам".
Сейчас на островах проживает около 10 тысяч человек, в основном рыбаки, а количество туристов, посещающих Галапагосы за год, уже заметно превысило их население. Саймон Гудман из Университета Лидса считает, что при таком развитии туристического бизнеса уникальная экосистема островов исчезнет уже очень скоро.
Если бы Culex quinquefasciatus каким-то образом проникли на Галапагосы до 1835 года, когда здесь побывал Дарвин, теория происхождения видов могла бы тогда и не появиться - великий естествоиспытатель свои основные выводы сделал, наблюдая именно за вьюрками. Этих птичек следует защитить от малярии хотя бы в качестве благодарности за участие в создании одной из самых великих теорий в истории человечества.