Бизнес-Генплан
В среду вечером во всех районах Москвы прошли заключительные собрания первых в истории города публичных слушаний по проекту Генплана столицы до 2025 года. Но москвичи - по официальным сведениям, участие в собраниях приняло не менее 30 тысяч человек - пришли говорить не столько о светлом будущем нашего города, сколько о его плачевном настоящем. Чиновники явно ощущали себя в тылу врага - как с чувством выразился один из руководителей управ, покидая поле боя, "попробовали бы они так сталинский Генплан критиковать..." Впрочем, несмотря на скепсис горожан к устроенному плебисциту, его проведение дало властям столицы возможность наконец узаконить Генплан Москвы, который был нелегитимен почти 10 лет.
"Напишите - и в урну"
Плебисцит в Тверском районе проходил в атмосфере ярко выраженного сарказма. Самый центровой кусок столицы настолько застроен вдоль и поперек офисами и коммерческим жильем, что любое его дальнейшее "развитие" выглядит скверным анекдотом. Мирная фраза замруководителя мастерской N4 Моспроекта-2 Владимира Остапенко о том, что "одна из главных задач Генплана - охрана окружающей среды и здоровья человека", вызвала в зале дружный хохот.
- Послушайте меня, пожалуйста, без крика, - обиженно просил чиновник. - Я вам рассказываю, что сейчас в районе 850 мест в детсадах, а в 2025 году будет 3 тысячи. Вам неинтересно?
- Нас интересует наша жизнь сегодня - например, судьба Пушкинской площади, а не количество садов через 20 лет! - на мирные рельсы аудитория явно сворачивать не спешила.
- Почему около дома N 6 по Тверской улице, где воссоздается историческая территория храма Косьмы и Дамиана, вместо двух зданий - колокольни и дома причта (общая площадь, как указано в постановлении правительства, 932 квадратных метра) - строятся четыре, площадью 6 тысяч квадратных метров? Вам не кажется, что бессребреники Косьма и Дамиан вряд ли одобрили бы на своем церковном дворе коммерческие помещения с подземными гаражами?..
Ответ: "Вопрос частный - сегодня обсуждаем другую тему..."
- Мы изучили правила землепользования и застройки. Узнали, что общий двор дома 62 по Новослободской улице искусственно разделен на части с разными показателями. Мы правильно поняли - это для того, чтобы встроить в одну из частей нашего двора дом? Ответьте, почему единая территория, существующая 80 лет, разделена на части?
Ответ: "По требованию закона - вся земля должна быть размежевана и закреплена за каждым домовладением..."
- Почему у станции метро "Менделеевская" ширина тротуара после появления офиса стала метр тридцать вместо трех метров? А за каким чертом на улице Лесной новому деловому центру прирезали 8 метров тротуара, после чего движение на улице встало?
Ответ: "Мы сегодня рассматриваем планы, а не то, что уже утверждено, строится и финансируется..."
К концу собрания измученные чиновники нашли универсальный ответ: "Изложите ваши пожелания в письменном виде - и опустите в урну. Для сбора замечаний. Комиссия рассмотрит".
"Превратим "Сокол" в Страсбург"
- Значит так, соколяне! - начал собрание Виталий Аксёнов, глава управы района "Сокол". - Наша задача - собрать пожелания по Генплану и передать их в органы... то есть архитекторам.
От них на слушания приехал зампред Москомархитектуры Николай Родионовский. Его доклад был прерван криками с мест:
- Давайте конкретнее! Общие слова мы и в газетах прочитаем! Зачем нам про развитие туризма? Когда будет детская площадка на Новопесчаной? Куда ставить машины, если ими все дворы забиты? Когда переселят наши пятиэтажки?
- Генплан не занимается конкретным двором, а протечки потолков - не его компетенция, - объяснил Родионовский. Но все-таки перешел на ответы по конкретным вопросам. Старшего по дому Чапаевский, 8 интересовало развитие общественного транспорта:
- Я много раз был в Страсбурге, там уже давно чиновники пользуются трамваем на резиновом ходу. А мы планируем строительство дорог в безуспешной попытке угнаться за растущим автопарком. Это не план, а утопия, развитие общественного транспорта в нем провалено!
- Не провалено, мы пытаемся закрыть дефицит дорог, возникший из-за простоя в 90-е, - отвечал архитектор. - А предложения в Генплан о превращении района "Сокол" в Страсбург передавайте в письменном виде...
- По этому Генплану высотность в районе будет выше существующей. Вы хотите точечно нас застроить? - волновалась "соколянка".
- Почему хотим? - обиделся архитектор. - Благо уже то, что мы сегодня собрались это обсудить. Точечная застройка по тысяче объектов отменена, а оставшиеся пересмотрят. Я сюда не защищать Генплан пришел, а выслушать вас и изменить его.
На слово ему не поверили: представители домкомов потребовали стенограмму слушаний, чтобы все предложенные изменения были учтены до того, как Генплан передадут на госэкспертизу, и изменить его будет уже невозможно.
"Решение о строительстве мусоросжигательного завода не принято"
В Люблине в зале заседаний управы не хватило сидячих мест. Самый популярный вопрос - "Когда снесут дом по адресу...? Жить невозможно, крыша течет (варианты: деревянные перекрытии сгнили, в стенах - щели)". Самый популярный ответ: "В планах не значится".
Многих интересовало, появятся ли в районе новые поликлиники и дублер Волгоградского проспекта, который сегодня не справляется с наплывом автолюбителей. Поликлиники появятся, но не скоро. Автомагистраль запланирована - правда, трасса значится в планах еще с 1976 года. Зато народу пообещали построить баню рядом с торговым центром "Москва". По залу тут же пошли ехидные шепотки: мол, клиентами сауны станут китайцы, которые сегодня массово переселяются в район с закрытого "Черкизона". И лишь одна новость была встречена на ура - о том, что власти отказались от строительства мусоросжигательного завода на месте бывшей Чагинской электроподстанции.
Мусоросжигательная тема стала главной и на слушаниях в Ясеневе.
- Так у нас мусоросжигательный завод строить будут или нет? Что-то я его на карте найти не могу... А где мой дом? Его будут ремонтировать? Даже названий улиц нет! Как же его найти-то? Безобразие, - ворчал народ, пытаясь разобраться в планшетах, вывешенных в фойе.
- Решение о строительстве мусоросжигательного завода не принято, - успокаивали собравшихся чиновники. - А то, что он обозначен на карте, - это пустяки. Чего вы так беспокоитесь, граждане? А вопрос о строительстве очередного выезда на МКАД через проезд Одоевского вообще находится в проекте - зачем обсуждать то, чего пока нет?..
Выходя со слушаний, граждане, не сговариваясь, подводили свои, народные итоги: "Ну вот, теперь они за нас поставят "галочку" и будут делать, что хотят..." Что, если сравнивать с предвыборным бюллетенем, аналогично графе "против всех".
"Генплан не понравился всего 451 человеку"
В четверг утром в лучших традициях избирательных кампаний главный архитектор Москвы Александр Кузьмин подвел итоги мероприятия.
По его словам, в собраниях приняли участие 29 тысяч москвичей, собрано 22 тысячи замечаний и предложений, 8,5 тысячи человек оставили письменные пожелания. Выступили 3200 человек - 2,5 тысячи с позитивными замечаниями, 451 человек (какая точность!) оказались недовольны.
С понедельника городские комиссии начнут обрабатывать и анализировать обращения граждан. В течение всей недели будут приниматься письменные замечания. Все предложения будут рассмотрены, по каждому даны официальные ответы.
- Корректировка Генплана по итогам слушаний возможна, - порадовал Кузьмин. - Более того, некоторые замечания мы учли сразу: например, прорабатываем вариант прохождения участка Южной рокады в районе Братеево под землей, чтобы не отрезать район от Москвы-реки. Впрочем, и актуализированный Генплан - не догма. Даже когда он станет законом, это не значит, что люди не смогут выражать свое мнение и, к примеру, протестовать против точечной застройки. Проект каждого конкретного строительства должен будет согласовываться с жителями на отдельных публичных слушаниях.
Для чего все это нужно?
Проведения общественных слушаний требует новый Градостроительный кодекс.
Потом, с учетом пожеланий граждан, городская дума должна утвердить закон о Генплане и закон о правилах землепользования и застройки (ПЗЗ), который изменит правовой режим застройки в городе. Из разрешительного он станет общедозволительным - ПЗЗ на каждую территорию определят, что на них можно построить. Если Генплан Москвы не будет утвержден в форме закона до 1 января 2010 года, то старые нормы перестанут действовать, а новые - не начнут. То есть в городе может остановиться подготовка разрешительной документации на все новое строительство. Из-за спешки публичные слушания и устроили летом, в "мертвый" дачный сезон.
Сталинский, брежневский, лужковский...
Официально принятых Генеральных планов развития столицы было два. По сталинскому Генплану 1935 года Москва должна была превратиться в столицу мирового пролетариата, город-звезду. От центра - Дворца Советов - до самых до окраин планировалось пустить лучи новых широких улиц, проспектов, шоссе. В итоге большинство исторических центральных улиц практически исчезли с лица Москвы. В документе, который редактировал лично Сталин, была дана четкая программа архитектурного оформления города, где "особо выделяется строительство монументальных зданий, определяющих облик города как столицы пролетарской революции..." Такими зданиями стали сталинские высотки. Слава богу, полное осуществление сталинского Генплана, неминуемо губившего город, остановила война. Но еще долго в послевоенной Москве слышались его далекие отголоски. Например, "вставная челюсть старушки Москвы" - проспект Калинина - это реализация идеи проспекта Конституции, предусмотренного Генпланом 1935 года.
Во время хрущевской оттепели понадобился новый, более человечный Генеральный план, который был подписан в 1971 году уже при Брежневе. В принципе план был для своего времени совсем не плох. Москва делилась на восемь районов: исторический центр и семь периферийных центров с развитой инфраструктурой. Также были запланированы Третье и Четвертое транспортные кольца. В сущности лужковский Генплан - это огрубленное продолжение брежневского. Но проектировщики семидесятых не учли бешеный рост населения города за счет лимитчиков. В итоге все средства ушли главным образом на жилые панельки (Москва обзавелась спальными районами), а не на дороги и локальную инфраструктуру.
В 1999 году новый Генплан Москвы на городском уровне утвердили власти Москвы. В то время президент Ельцин сосредоточился лишь на реконструкции Кремля, а вся остальная часть столицы полностью перешла в ведение мэрии. В 2004 году в Москве побывали эксперты из Англии и Голландии с целью выяснить, что такое градостроительная политика Путина, которая, по их мнению, должна была осуществляться в первую очередь в столице. Но уехали ни с чем. После горбачевской перестройки федеральная власть не построила в Москве ни одного нового государственного здания, приспосабливая под свои нужды старые помещения. Под Совет федерации - бывшее здание Госстроя СССР, под Конституционный суд - здание Северного страхового общества и т.д. Правда, и лужковский Генплан Кремль не устраивал - по сути он до сих пор нелегитимен, как не согласованный федеральными ведомствами. Впрочем, и альтернативы ему не разработано.