Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Происшествия
Силы ПВО сбили шесть беспилотников ВСУ над Курской областью
Происшествия
В течение часа в небе над Брянской областью сбили 12 украинских беспилотников
Мир
В США пообещали скорректировать санкционную политику после выборов в Венесуэле
Общество
Минздрав сообщил о выявлении четырех случаев лихорадки Западного Нила в Татарстане
Общество
Синоптики спрогнозировали кратковременные дожди в Москве 27 июля
Мир
Индийские СМИ сообщили о планах Моди посетить Украину в конце лета
Армия
Фрегат Tabar ВМС Индии прибыл в Санкт-Петербург
Происшествия
Средства ПВО уничтожили и перехватили 21 дрон ВСУ над Брянской областью
Общество
Спасатели МЧС утром начнут работы после прорыва дамбы в Челябинской области
Спорт
Пилот McLaren Норрис выиграл вторую практику Гран-при Бельгии
Происшествия
Женщина пострадала в результате обстрела ВСУ села Бочковка Белгородского района
Общество
Губернатор Ульяновской области рассказал о состоянии пострадавших при пожаре
Общество
Актер Александр Марушев из «Улиц разбитых фонарей» умер в возрасте 58 лет
Спорт
Россиянка Мирра Андреева завоевала первый титул WTA в карьере
Спорт
Завершилась церемония открытия Олимпийских игр в Париже
Мир
Дом актера Кевина Спейси продали из-за его долгов за $3,24 млн
Мир
Самолет с экс-президентами стран Латинской Америки не пустили в Венесуэлу
Происшествия
В Тольятти на предприятии произошел пожар на установке очистки от CO2

Как признавали государства

Мытарства так умножившихся после распада СССР непризнанных государств - явление в каком-то смысле новое, поскольку и прежде государства распадались, провинции откладывались, объявляя о своей независимости, кому-то это нравилось, кому-то совершенно не нравилось, но многолетнего ступора с признанием не наблюдалось. Например, при всей общеизвестной взаимной любви греков и турок Оттоманская Порта признала греческую независимость в 1834 г. - всего через четыре года после ее провозглашения
0
Максим Соколов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Мытарства так умножившихся после распада СССР непризнанных государств - явление в каком-то смысле новое, поскольку и прежде государства распадались, провинции откладывались, объявляя о своей независимости, кому-то это нравилось, кому-то совершенно не нравилось, но многолетнего ступора с признанием не наблюдалось. Например, при всей общеизвестной взаимной любви греков и турок Оттоманская Порта признала греческую независимость в 1834 г. - всего через четыре года после ее провозглашения.

Взглянув - чтобы не ходить в совсем дальние пределы - на карту Европы, мы обнаруживаем довольно много государств, явившихся на свет относительно недавно: Болгария (1908), Румыния (1877), Бельгия (1831), Норвегия (1905). Еще больше их появилось по итогам Первой мировой войны. Рождение их было небеспроблемным и, как правило, не слишком мирным, но с последующим признанием особых проблем не возникало. Никому не приходило в голову держать ту же Бельгию двадцать лет в предбаннике. Отложилась так отложилась.

Это было связано с тем, что прежний взгляд на признание государства совершенно не предполагал признания за новоявленной державой каких-либо особенных достоинств и даже сертификата о законности появления на свет. Поскольку все государства когда-то являлись на свет сложными и неисповедимыми путями, не предъявлялось особых требований и к государствам новоявленным. Считалось, что если правительство вновь создавшегося государства обеспечивает эффективный контроль над территорией, то этого и довольно. Бывали исключения, бывали правительства в изгнании (в Лондоне в 1940-1945 гг. таких правительств была большая сила), но лишь в особенных условиях, когда ожидается, что в обозримые сроки военная победа все расставит по своим местам. Когда войны нет и охоты воевать тоже нет, про правительство в изгнании быстро забывали и признавали того, кто эффективно контролирует.

Это никак не было особой почестью, а скорее предполагало больший спрос с признаваемого государства. В случае возникновения каких-либо вопросов по крайней мере есть куда позвонить (телеграфировать, послать гонца) и потребовать разъяснений. Можно было и после создания румынского королевства обращаться со всеми вопросами в Стамбул, но без особой пользы. Сейчас при возникновении вопросов к Абхазии можно, разумеется, требовать разъяснений от Тбилиси (Саакашвили будет очень рад), но, если вопрос требует практического решения, обращение к правительству Грузии ничего не даст, поскольку оно не контролирует абхазскую территорию.

Прежняя международная политика предполагала, что белые пятна на карте - это неправильно, поскольку с белого пятна не спросишь, и стремилась к тому, чтобы таких пятен не было. Имея дело с дилеммой "законнорожденность - реальный контроль", выбирали последнее.

С провозглашением же принципа нерушимости границ возобладал подход, при котором именно законнорожденность приоритетна, а бастарды могут дожидаться в предбаннике хоть до второго пришествия. Логика понятна: негоже поощрять самочинные отделения и переписывание границ. Можно не поощрять, однако искомая нерушимость все равно остается лишь мечтою. Если народы не в состоянии жить вместе (а это случается), даже статус государства-бастарда может показаться иному народу предпочтительным. Грузии конечно же приятно - хотя бы из мстительных чувств - видеть Абхазию непризнанной, но, когда границы все равно порушены и контроль Тбилиси над Абхазией существует только на бумаге, твердое непризнание способствует лишь умножению белых пятен, с которых никакого спроса нет. Удобство довольно сомнительное.

Комментарии
Прямой эфир