"Горшкова" продадим, "Мистраль" купим
Российский Военно-морской флот ждет серьезное пополнение. В сентябре может быть принято окончательное решение о закупке во Франции универсального вертолетоносца типа "Мистраль", а также передаче лицензии на строительство еще трех подобных кораблей на российских верфях. За все это Москва готова заплатить более 1 млрд евро, что может считаться крупнейшим контрактом в истории отношений России и стран НАТО. По планам командования корабли этого типа должны будут составить костяк сил быстрого реагирования отечественного флота.
- Покупка столь сложной военно-морской техники в стране - члене НАТО должна предваряться очень серьезной экспертной оценкой, - говорит член общественного совета при Минобороны Игорь Коротченко. - Необходим тендер. Например, такую систему нам может построить Испания, и, возможно, значительно дешевле Франции.
Любопытно, что предстоящая покупка проходит на фоне продажи Россией авианесущего крейсера "Адмирал Горшков" Индии. Чем он хуже французского "Мистраля"?
Универсальный вертолетоносец типа "Мистраль" - самый крупный современный корабль десантных сил, объединяющий функции вертолетоносца и корабля-дока. В ВМФ России по своим размерам "Мистраль" будет уступать только авианесущему крейсеру "Адмирал Кузнецов". Зато по своим возможностям даст фору любому другому кораблю.
К примеру, он сможет доставить в любую точку мира 450 морских пехотинцев и до 60 единиц техники. При этом его главным тактическим преимуществом станет возможность высадить их на любое необорудованное побережье, не подходя к нему. Для этого на его борту могут быть размещены 20 транспортных или ударных вертолетов, а в трюм-доке спрятаны четыре корабля на воздушной подушке.
Другое достоинство "Мистраля" - высокая автоматизация управления. Корабль водоизмещением в 21 тыс. тонн управляется всего 160 моряками, что для подобных махин поистине революция. На "Адмирале Кузнецове", к слову, экипаж составляет 1300 человек. В ВМС Франции сейчас действуют два подобных корабля - головной "Мистраль" и "Тоннер". Строится третий корпус, как раз его французы и готовы продать нам.
- На уровне слухов возможность заключения подобного контракта обсуждается почти год, - сообщил "Известиям" главный редактор журнала Moscow Defense Brief Михаил Барабанов. - На недавнем Военно-морском салоне в Санкт-Петербурге главком ВМФ Владимир Высоцкий вел активные переговоры с французами и весьма недвусмысленно заявил, что Россия готова закупать импортную технику. Плохо лишь то, что наша общественность узнает о подобных решениях только сейчас, да и то из французских газет.
Официально Минобороны никак не комментирует возможность подобной сделки. Молчит и ВМФ. Одна из причин - крайняя непопулярность подобного решения. Ведь строительство новых, уже заложенных кораблей для отечественного флота из-за отсутствия денег ведется крайне медленно. Например, самым крупным пополнением ВМФ России после 2000 года стал строившийся более 20 лет и введенный в строй в этом году, и уже откровенно устаревший сторожевой корабль "Ярослав Мудрый". Небольшой сторожевой корабль "Дагестан" для Каспия строят 17 лет. Головной корвет нового проекта 20380 "Стерегущий" (небольшой корабль в 2000 тонн со слабым вооружением) строили семь лет. Второй из четырех серийных корветов войдет в строй не ранее 2011 года. Из трех заложенных для Каспийской флотилии малых артиллерийских кораблей типа "Астрахань" сдали только один, а два других стоят на стапелях. Количество же всех этих новостроящихся кораблей само по себе вызывает грусть - столько боевых кораблей аналогичных классов заказывает сейчас для своих флотов только Марокко или Индонезия.
О более крупных надводных единицах вообще говорить не приходится. В 2004 году на заводе "Янтарь" был заложен большой десантный корабль "Иван Грен" нового проекта 11711 водоизмещением 5500 тонн - до сих пор он существует только в виде отдельных секций. Заложенный в 2006 году новый фрегат "Адмирал Горшков" в 4500 тонн будет выведен на испытания в лучшем случае не ранее 2012 года, а о полноценном строительстве серийных кораблей обоих этих типов в ближайшие годы вряд ли может идти речь.
По мнению Барабанова, цена вопроса к окончанию строительства может возрасти в разы. Сейчас Москва настаивает на том, чтобы вертолетоносец был рассчитан на эксплуатацию в арктических широтах, а все боевые системы, связь, вооружение, летательные аппараты должны быть российскими. 20 транспортных вертолетов типа Ка-29 обойдутся, по приблизительным подсчетам, в дополнительные 200 млн евро. Впрочем, с современным видением вопросов закупок вооружений и техники военные могут купить и французские машины. Например, вертолеты NH90 по 30 млн евро за штуку.
У экспертов вызывает больше вопросов не сама сумма сделки, а смысл покупки подобной техники. Корабли типа "Мистраль" предназначены для выполнения экспедиционных задач. В отличие от Франции, имеющей заморские колонии, возникает вопрос, где собственно Россия планирует выбрасывать десанты. В Сомали? В Грузии? А может, в Крыму? Нет понимания того, какими силами и средствами будет обеспечиваться безопасность плавания подобных громадин. Для них попросту нет соответствующего боевого сопровождения.
Военные подключились к поиску Arctic Sea
В среду президент Дмитрий Медведев поручил министру обороны Анатолию Сердюкову принять все необходимые меры по обнаружению, отслеживанию и в случае необходимости освобождению пропавшего в Атлантике судна Arctic Sea с российским экипажем на борту. К поиску привлечены корабли и суда ВМФ, находящиеся в этом регионе. Задействованы все средства обнаружения, включая космические. Основная задача возложена на сторожевой корабль "Ладный" Черноморского флота, который 12 августа прошел пролив Гибралтар и следует установленным курсом.