Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Путин поздравил ветеранов и личный состав МЧС с Днем спасателя
Экономика
Приток средств в денежные фонды за год вырос вчетверо
Мир
Президент Ирана 17 января планирует посетить РФ для подписания договора о сотрудничестве
Мир
В сирийской оппозиции заявили о встречах в Анкаре и Дохе с представителями РФ
Экономика
Взаимная торговля между странами ЕАЭС за девять месяцев выросла на 12%
Экономика
Компании начали активно открывать подразделения в регионах
Общество
Синоптики спрогнозировали туман и гололед в Москве 27 декабря
Экономика
Летные испытания импортозамещенных SSJ-100 New пройдут в начале 2025 года
Мир
Советник Трампа заявил о планах высылать мигрантов с родившимися в США детьми
Политика
Лидеры ЕАЭС утвердили работу соглашения о свободной торговле с Ираном
Общество
В Краснодарский край прибыла установка откачки нефтепродуктов из затонувших танкеров
Мир
Пострадавшие при крушении самолета под Актау получат компенсации от авиакомпании
Спорт
РФС пожизненно отстранил одного из пяти футболистов за договорные матчи
Происшествия
Гладков сообщил о возросшем числе пострадавших после атаки БПЛА на Белгородскую область
Мир
МИД РФ обвинил США в срыве выплаты российского взноса в бюджет МККК
Армия
ДПК центра «Патриот» стала лучшей командой пожарных добровольцев в РФ
Общество
Глава Рослесхоза напомнил о штрафах за вырубку новогодних елей
Наука и техника
ИИ обеспечит высокое качество мандаринов на прилавках

"Когда мой сын играет в солдатики, мне больно"

Август 2008-го - дата военного вторжения, когда был почти полностью разрушен Цхинвал. В канун трагической годовщины в Петербург приехал министр культуры Южной Осетии и худрук республиканского драматического театра Тамерлан Дзудцов. В плотном рабочем графике он нашел время для эксклюзивного интервью корреспонденту "Известий" Ирине Радовой. Министр рассказал, зачем жителям Цхинвала нужна петербургская культура. А также о том, как восстанавливает свой разрушенный дом и почему не может смотреть, как его шестилетний сын играет в солдатики
0
Фото: Василиса Сердобольская
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл
Август 2008-го - дата военного вторжения, когда был почти полностью разрушен Цхинвал. В канун трагической годовщины в Петербург приехал министр культуры Южной Осетии и худрук республиканского драматического театра Тамерлан Дзудцов. В плотном рабочем графике он нашел время для эксклюзивного интервью корреспонденту "Известий" Ирине Радовой. Министр рассказал, зачем жителям Цхинвала нужна петербургская культура. А также о том, как восстанавливает свой разрушенный дом и почему не может смотреть, как его шестилетний сын играет в солдатики.

вопрос: Год назад вы сказали, что культура в Южной Осетии расстреляна в упор. Что уже удалось восстановить?

ответ: По большому счету, мы восстанавливаем сейчас человеческие души. Это самое сложное. Когда военное вторжение пронеслось, как смерч, и все было уничтожено и погибли люди, то я понял, что первым делом нужно начинать с культуры. Необходимо создать гармонию в душе человека, чтобы он поверил в мирную жизнь. Мы начали и восстановление разрушенного. Из пострадавших зданий, где размещались учреждения культуры, сейчас на активной стадии работы государственная библиотека и временное помещение для нашего театра. Конечно, очень важно восстановить не только культурные объекты, но и жилой фонд. Многие люди провели этот год в палатках или в чужих квартирах. Во многом мы видим помощь и поддержку Петербурга.

в: Первым в Цхинвале стал концерт Валерия Гергиева?

о: Уже 21 августа оркестр Мариинского театра выступил в городе под управлением Валерия Гергиева. Я считаю, что обыкновенное человеческое спасибо не в состоянии выразить благодарность этому человеку, чей график расписан на несколько лет вперед. А перед Новым годом "Балтийский дом" привез новогоднюю сказку. Мы услышали тогда детский смех, увидели детскую радость.

в: Дети до сих пор помнят прошлогодние события?

о: Когда я наблюдаю за своим шестилетним сыном, который играет в солдатики, мне становится больно. А моя четырехлетняя дочка идет по первому этажу нашего дома и спрашивает: "Папа, ты помнишь, когда в нас стреляли, мы вот здесь прятались?". Это тоже больно. Частично дом разрушен, до сих пор его восстанавливаю с помощью своих братьев и друзей. В первую войну 92-го года в него тоже снаряд попал - прямо в мою комнату, личная библиотека тогда была уничтожена. Так что все, что произошло в Южной Осетии, воспринимаю как личное горе и очень хочу, чтобы мой родной город был процветающим, а не полуразрушенным.

в: Еще Петербург привез в Цхинвал праздник выпускников?

о: Это была вторая акция, которую комитет по культуре Петербурга провел вместе с "Балтийским домом". Она вызвала бурю эмоций у наших выпускников, жителей города. Они первый раз увидели такое чудо на площади. Задником праздничного действа стали руины драматического театра. Конечно, мы безгранично благодарны Петербургу, и хотелось бы со своей стороны тоже принять участие с петербуржцами в совместных акциях.

в: У вас есть творческие предложения?

о: "Балтийский дом" нас пригласил на свой фестиваль в октябре, покажем "Юлия Цезаря" по Шекспиру. Осенью также предстоит открытие памятника основоположнику осетинской литературы Коста Хетагурову в сквере Академии художеств. Это был своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа, он учился в этой академии. Сам памятник делается на средства правительства Северной Осетии. Коста Хетагурова на юге и на севере почитают одинаково, мы его не делим - называем "наш Коста". С ректором академии Альбертом Чаркиным мы договорились и о том, чтобы наши художники были под опекой академии. И это тоже знаковое сотрудничество, потому что основоположник осетинской живописи Махарбек Туганов окончил Академию художеств в Петербурге. Видите, сколько нитей связывает нас.

в: Кстати, в вашей биографии есть интересный эпизод: вы с отличием окончили музыкальное училище в Цхинвале, получили диплом актера. А потом вдруг приехали в Ленинград и стали учиться в ПТУ профессии столяра. Зачем?

о: Это момент истины, скажем так. В нашем музыкальном училище преподавал Анатолий Азаревич - выпускник Ленинградского театрального института. Это один из тех людей, которые направили меня на путь к искусству. Он работал у нас несколько лет и за это время открыл театральную студию. Волею случая я попал туда, за что благодарен судьбе. Но прессинг со стороны родителей был жесткий - они не хотели, чтобы я стал артистом, в театре работал. И я попытался поступать в Ленинградский университет на юридический факультет. К счастью, провалился. Тогда я пошел на подготовительное отделение университета, потому что были проблемы с русским языком. И одновременно учился в ПТУ-56. Закончил его тоже с отличием, и ничуть не жалею об этом. У меня отец был столяром, а мать всю жизнь поваром в детском садике проработала. А всего пять братьев и одна сестра.

в: Пятеро братьев, из них один актер?

о: Причем самый младший. Из ПТУ меня, кстати, не отпускали. Уговаривали учиться дальше по этой линии, предлагали всевозможные льготы. Но за время учебы я посмотрел практически все спектакли Товстоногова, знал репертуар БДТ наизусть. И я сказал - все, извините, братья, мама, папа. Но я пойду по своему пути.

в: И дошли до министра культуры.

о: После армии поработал немножко актером в театре в Цхинвале, потом поехал на стажировку на высшие режиссерские курсы, учился у Леонида Хейфеца. Вернулся в театр, стал его художественным руководителем и до сих пор им являюсь. Совмещаю обязанности министра и худрука.

в: И какие у министра творческие планы?

о: В этом году буду выпускать спектакль по поэме Коста Хетагурова "Фатима". К слову, артисты нашего театра ревностно относятся к моей должности - с той точки зрения, что я как бы предал немножко театр. Но на самом деле вопрос совершенно в другом: у меня цель - построить новый театр на месте сгоревшего. Предпроектные работы уже закончены, очень красивое здание получается. После этого, может быть, вернусь окончательно в искусство.

И в то же время не могу не думать о ситуации, в которую меня бросили. Чтобы выплыть из нее, надо плыть. Перманентная война, которая шла двадцать лет, оставила жесткий и жестокий след. За это время у нас выросло целое поколение ребят, которые знают, что такое оружие, запах войны, запах пороха, но никогда не были в кинотеатре, не видели большого экрана. И в театр не ходили. Так нельзя. А мы в театре между войнами ставили спектакли. У нас актеры в ту войну уходили на заставы, заступали на боевые дежурства, а потом возвращались в театр. И сегодня есть те, кто служат и одновременно играют в театре.

в: Между войнами о чем хочется ставить спектакли?

о: Спектакли пророческие получаются. Даже в "Юлии Цезаре", его поставили в 98-м, чувствуется сегодняшняя война. И в "Ожидании Годо", который мы сдали перед тем, как театр сгорел, оказался тоже пророческим. Практически все спектакли сейчас восстанавливаем. Я попросил Валерия Гергиева помочь хотя бы старыми декорациями. Он помог, и из ничего, из старых декораций, костюмов что-то смогли сделать.

Сейчас готовим временное помещение для театра в здании бывшего Дома культуры. От войны пострадали фасадная часть и крыша, сейчас ее меняют. Думаю, месяца через два-три сможем пригласить туда зрителей. А пока сыграем спектакль в одном из разрушенных зданий. Петербургский комитет по культуре поддержал нашу с "Балтийским домом" идею, и ваш молодой режиссер Иван Осипов поставит "Овечий источник" Лопе де Веги, у него будут естественные декорации. В конце сентября хотим показать премьеру.

в: Есть еще планы поучить учеников осетинских художественных школ в Петербурге?

о: Эту идею мы обсуждали с главой комитета по культуре Антоном Губанковым. Ведь обучение в художественной школе основано на восприятии прекрасного. Так что в Петербурге должен побывать любой начинающий художник. Здесь можно увидеть шедевры архитектуры, попасть в великие музеи. Ребенку, который делает первые шаги в искусстве, это очень многое даст. Вот мы приехали сейчас сюда с хором осетинской песни. Молодые ребята, от четырнадцати и старше, впервые услышали "живую" оперу - рассказывали мне о "Золоте Рейна" Вагнера с горящими глазами. С этим объединенным мужским осетинским хором мы записали с оркестром Мариинского театра гимн Республики Южная Осетия. Теперь в торжественные моменты у нас будет звучать эта запись.

в: Вместе с Петербургом будете также проводить фестивали?

о: Задумали большой фестиваль "Кавказский дом". Дом - это место, где есть мир. И мы позовем туда друзей, гостей, у нас ведь культ гостя. Под крышей этого дома будут разные фестивали. Сейчас совместно с Мариинским театром готовим музыкальный фестиваль, театральный станет продолжением совместной работы с "Балтийским домом".

в: Цхинвалу по-прежнему нужны книги?

о: Москва в прошлом году оказала нам помощь в комплектовании книжного фонда, Петербург тоже обещал помочь. Мы планируем открыть уже современную библиотеку, со всеми современными носителями. Думаю, это будет одна из лучших библиотек Северного Кавказа.

в: Вы хотели издать антологию осетинской драматургии?

о: Хотел, но все это сгорело полностью. Все наши наработки, база данных по памятникам, по антологиям.

в: Восстановить это труднее, чем дом?

о: На самом деле, очень трудно. Сейчас восстанавливаем сокровищницу осетинской музыки. Обидно, что в консерваторских библиотеках ничего из нее нет. Будем собирать, тиражировать, рассылать. Если не пропагандировать наше наследие, никто о нас не узнает. А зачем знать о Цхинвале только через призму войны, когда можно о нем узнать через призму культурных достижений. Все это входит в круг моих обязанностей. Этим я буду заниматься как осетин - без указаний сверху и без подсказки снизу.
 
Читайте также
Комментарии
Прямой эфир