"Когда мой сын играет в солдатики, мне больно"
вопрос: Год назад вы сказали, что культура в Южной Осетии расстреляна в упор. Что уже удалось восстановить?
ответ: По большому счету, мы восстанавливаем сейчас человеческие души. Это самое сложное. Когда военное вторжение пронеслось, как смерч, и все было уничтожено и погибли люди, то я понял, что первым делом нужно начинать с культуры. Необходимо создать гармонию в душе человека, чтобы он поверил в мирную жизнь. Мы начали и восстановление разрушенного. Из пострадавших зданий, где размещались учреждения культуры, сейчас на активной стадии работы государственная библиотека и временное помещение для нашего театра. Конечно, очень важно восстановить не только культурные объекты, но и жилой фонд. Многие люди провели этот год в палатках или в чужих квартирах. Во многом мы видим помощь и поддержку Петербурга.
в: Первым в Цхинвале стал концерт Валерия Гергиева?
о: Уже 21 августа оркестр Мариинского театра выступил в городе под управлением Валерия Гергиева. Я считаю, что обыкновенное человеческое спасибо не в состоянии выразить благодарность этому человеку, чей график расписан на несколько лет вперед. А перед Новым годом "Балтийский дом" привез новогоднюю сказку. Мы услышали тогда детский смех, увидели детскую радость.
в: Дети до сих пор помнят прошлогодние события?
о: Когда я наблюдаю за своим шестилетним сыном, который играет в солдатики, мне становится больно. А моя четырехлетняя дочка идет по первому этажу нашего дома и спрашивает: "Папа, ты помнишь, когда в нас стреляли, мы вот здесь прятались?". Это тоже больно. Частично дом разрушен, до сих пор его восстанавливаю с помощью своих братьев и друзей. В первую войну 92-го года в него тоже снаряд попал - прямо в мою комнату, личная библиотека тогда была уничтожена. Так что все, что произошло в Южной Осетии, воспринимаю как личное горе и очень хочу, чтобы мой родной город был процветающим, а не полуразрушенным.
в: Еще Петербург привез в Цхинвал праздник выпускников?
о: Это была вторая акция, которую комитет по культуре Петербурга провел вместе с "Балтийским домом". Она вызвала бурю эмоций у наших выпускников, жителей города. Они первый раз увидели такое чудо на площади. Задником праздничного действа стали руины драматического театра. Конечно, мы безгранично благодарны Петербургу, и хотелось бы со своей стороны тоже принять участие с петербуржцами в совместных акциях.
в: У вас есть творческие предложения?
о: "Балтийский дом" нас пригласил на свой фестиваль в октябре, покажем "Юлия Цезаря" по Шекспиру. Осенью также предстоит открытие памятника основоположнику осетинской литературы Коста Хетагурову в сквере Академии художеств. Это был своего рода Леонардо да Винчи осетинского народа, он учился в этой академии. Сам памятник делается на средства правительства Северной Осетии. Коста Хетагурова на юге и на севере почитают одинаково, мы его не делим - называем "наш Коста". С ректором академии Альбертом Чаркиным мы договорились и о том, чтобы наши художники были под опекой академии. И это тоже знаковое сотрудничество, потому что основоположник осетинской живописи Махарбек Туганов окончил Академию художеств в Петербурге. Видите, сколько нитей связывает нас.
в: Кстати, в вашей биографии есть интересный эпизод: вы с отличием окончили музыкальное училище в Цхинвале, получили диплом актера. А потом вдруг приехали в Ленинград и стали учиться в ПТУ профессии столяра. Зачем?
о: Это момент истины, скажем так. В нашем музыкальном училище преподавал Анатолий Азаревич - выпускник Ленинградского театрального института. Это один из тех людей, которые направили меня на путь к искусству. Он работал у нас несколько лет и за это время открыл театральную студию. Волею случая я попал туда, за что благодарен судьбе. Но прессинг со стороны родителей был жесткий - они не хотели, чтобы я стал артистом, в театре работал. И я попытался поступать в Ленинградский университет на юридический факультет. К счастью, провалился. Тогда я пошел на подготовительное отделение университета, потому что были проблемы с русским языком. И одновременно учился в ПТУ-56. Закончил его тоже с отличием, и ничуть не жалею об этом. У меня отец был столяром, а мать всю жизнь поваром в детском садике проработала. А всего пять братьев и одна сестра.
в: Пятеро братьев, из них один актер?
о: Причем самый младший. Из ПТУ меня, кстати, не отпускали. Уговаривали учиться дальше по этой линии, предлагали всевозможные льготы. Но за время учебы я посмотрел практически все спектакли Товстоногова, знал репертуар БДТ наизусть. И я сказал - все, извините, братья, мама, папа. Но я пойду по своему пути.
в: И дошли до министра культуры.
о: После армии поработал немножко актером в театре в Цхинвале, потом поехал на стажировку на высшие режиссерские курсы, учился у Леонида Хейфеца. Вернулся в театр, стал его художественным руководителем и до сих пор им являюсь. Совмещаю обязанности министра и худрука.
в: И какие у министра творческие планы?
о: В этом году буду выпускать спектакль по поэме Коста Хетагурова "Фатима". К слову, артисты нашего театра ревностно относятся к моей должности - с той точки зрения, что я как бы предал немножко театр. Но на самом деле вопрос совершенно в другом: у меня цель - построить новый театр на месте сгоревшего. Предпроектные работы уже закончены, очень красивое здание получается. После этого, может быть, вернусь окончательно в искусство.
И в то же время не могу не думать о ситуации, в которую меня бросили. Чтобы выплыть из нее, надо плыть. Перманентная война, которая шла двадцать лет, оставила жесткий и жестокий след. За это время у нас выросло целое поколение ребят, которые знают, что такое оружие, запах войны, запах пороха, но никогда не были в кинотеатре, не видели большого экрана. И в театр не ходили. Так нельзя. А мы в театре между войнами ставили спектакли. У нас актеры в ту войну уходили на заставы, заступали на боевые дежурства, а потом возвращались в театр. И сегодня есть те, кто служат и одновременно играют в театре.
в: Между войнами о чем хочется ставить спектакли?
о: Спектакли пророческие получаются. Даже в "Юлии Цезаре", его поставили в 98-м, чувствуется сегодняшняя война. И в "Ожидании Годо", который мы сдали перед тем, как театр сгорел, оказался тоже пророческим. Практически все спектакли сейчас восстанавливаем. Я попросил Валерия Гергиева помочь хотя бы старыми декорациями. Он помог, и из ничего, из старых декораций, костюмов что-то смогли сделать.
Сейчас готовим временное помещение для театра в здании бывшего Дома культуры. От войны пострадали фасадная часть и крыша, сейчас ее меняют. Думаю, месяца через два-три сможем пригласить туда зрителей. А пока сыграем спектакль в одном из разрушенных зданий. Петербургский комитет по культуре поддержал нашу с "Балтийским домом" идею, и ваш молодой режиссер Иван Осипов поставит "Овечий источник" Лопе де Веги, у него будут естественные декорации. В конце сентября хотим показать премьеру.
в: Есть еще планы поучить учеников осетинских художественных школ в Петербурге?
о: Эту идею мы обсуждали с главой комитета по культуре Антоном Губанковым. Ведь обучение в художественной школе основано на восприятии прекрасного. Так что в Петербурге должен побывать любой начинающий художник. Здесь можно увидеть шедевры архитектуры, попасть в великие музеи. Ребенку, который делает первые шаги в искусстве, это очень многое даст. Вот мы приехали сейчас сюда с хором осетинской песни. Молодые ребята, от четырнадцати и старше, впервые услышали "живую" оперу - рассказывали мне о "Золоте Рейна" Вагнера с горящими глазами. С этим объединенным мужским осетинским хором мы записали с оркестром Мариинского театра гимн Республики Южная Осетия. Теперь в торжественные моменты у нас будет звучать эта запись.
в: Вместе с Петербургом будете также проводить фестивали?
о: Задумали большой фестиваль "Кавказский дом". Дом - это место, где есть мир. И мы позовем туда друзей, гостей, у нас ведь культ гостя. Под крышей этого дома будут разные фестивали. Сейчас совместно с Мариинским театром готовим музыкальный фестиваль, театральный станет продолжением совместной работы с "Балтийским домом".
в: Цхинвалу по-прежнему нужны книги?
о: Москва в прошлом году оказала нам помощь в комплектовании книжного фонда, Петербург тоже обещал помочь. Мы планируем открыть уже современную библиотеку, со всеми современными носителями. Думаю, это будет одна из лучших библиотек Северного Кавказа.
в: Вы хотели издать антологию осетинской драматургии?
о: Хотел, но все это сгорело полностью. Все наши наработки, база данных по памятникам, по антологиям.
в: Восстановить это труднее, чем дом?
о: На самом деле, очень трудно. Сейчас восстанавливаем сокровищницу осетинской музыки. Обидно, что в консерваторских библиотеках ничего из нее нет. Будем собирать, тиражировать, рассылать. Если не пропагандировать наше наследие, никто о нас не узнает. А зачем знать о Цхинвале только через призму войны, когда можно о нем узнать через призму культурных достижений. Все это входит в круг моих обязанностей. Этим я буду заниматься как осетин - без указаний сверху и без подсказки снизу.