Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Здоровье
Кардиолог назвал указывающую на проблемы с сердцем позу сна
Мир
Досрочные выборы в Германии могут состояться 23 февраля
Армия
«Калашников» выполнил госконтракт на изготовление снайперских винтовок Чукавина
Происшествия
В Красноярском крае самолет с 45 пассажирами выкатился за пределы взлетной полосы
Общество
Врач заявила о необходимости обратить внимание на сухость кожи в холод
Мир
Франция намерена передать Украине шесть истребителей Mirage 2000-5
Мир
В НАТО признались, почему не вводят войска на Украину
Мир
Вучич предрек очередь из стран за российским газом через несколько лет
Мир
В Киргизии задержана намеревавшаяся захватить власть группа лиц
Мир
Полянский назвал Украину сражающейся за интересы Запада ЧВК
Армия
Путин наградил погибшего в ДНР генерала Павла Клименко званием Героя России посмертно
Мир
СК возбудил дело в отношении осквернившего братскую могилу в Судже литовца
Мир
Генштаб ВСУ сообщил о сохраняющейся сложной ситуации на всей линии фронта
Общество
Госдума приняла закон о запрете пропаганды чайлдфри
Политика
В ГД указали на укоренившуюся русофобию в Литве, Латвии и Эстонии
Общество
ФСБ пресекла попытку теракта по заданию СБУ на ж/д путях около Балаклавской ТЭС
Мир
РФ и Индия договорились ускорить заключение соглашения о поставках нефти
Мир
На востоке Ливана из-за атаки Израиля погибли не менее трех человек

Орангутаны, свечи и камелии

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко завершил 90-й сезон спектаклем под обязывающим названием "Хореографические шедевры XX века". К шедеврам причислены "Призрачный бал" в постановке бывшего главного балетмейстера "Стасика" Дмитрия Брянцева, Na floresta испанца Начо Дуато и "Маргарита и Арман" британца Фредерика Аштона
0
Балет Na floresta: расслабьтесь и будьте счастливы (фото: Игорь Захаркин, "Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Музыкальный театр им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко завершил 90-й сезон спектаклем под обязывающим названием "Хореографические шедевры XX века". К шедеврам причислены "Призрачный бал" в постановке бывшего главного балетмейстера "Стасика" Дмитрия Брянцева, Na floresta ("В лесу") испанца Начо Дуато и "Маргарита и Арман" британца Фредерика Аштона.

В этом году "Стасик" переиграл Большой театр. У "старшего брата" была одна действительно запоминающаяся премьера - "Русские сезоны" Леонида Десятникова в хореографии Алексея Ратманского. "Стасик" же, не имея большого бюджета, внушительных спонсоров и широко разрекламированных звездных солистов, умудрился представить два спектакля, ставших событиями сезона. В декабре, удачно освежив шедевр 1950-х годов, показал "Каменный цветок" Юрия Григоровича, и вот сейчас - стилистически разнообразную и тематически выдержанную "тройчатку", пригодную и для домашнего пользования, и для гастролей. Тема, вдохновившая станиславцев, актуальна на все времена. Это романтическая теза о мечте и действительности, а проще говоря - о том, как сладко уноситься в мир грез и тяжко возвращаться в прозаические будни.

Самое оптимистическое и, можно сказать, комфортное решение проблемы предложил худрук Национального балета Испании Начо Дуато, перенесший в "Стасик" свой балет 1990 года. Мечта у него сливается с реальностью, фантазия - с действительностью. На заднике изображены пышные лианы и раскидистые пальмы. Из динамиков льются чувственные напевы классика бразильской музыки Эйтора Вила-Лобоса. Герои Na floresta - пять мужчин и пять женщин, образующие по ходу действия ансамбли, дуэты и трио, резвятся в лунном свете, а под занавес, разбившись на пары, засыпают под бескрайним южным небом.

Дуато, начинавший артистическую карьеру у Иржи Килиана, заимствовал у мэтра фирменную "текучую" пластику, обогатив ее фольклорными вкраплениями и анималистическими реминисценциями: танцовщики имитируют движения птиц, бабочек, змей и веселых орангутанов. Смотреть на это зрелище комфортно и приятно - так же как созерцать мерно льющуюся воду или мирно горящий огонь. Для полноты картины неплохо было бы наполнить зал благоуханиями амазонской сельвы, но аромотерапия для быстро осваивающего новые технологии "Стасика" (танцовщики, в целом справившиеся с непростой хореографией, тому примером), вероятно, дело будущего. Однако уже сейчас очевидно: балет-релаксация будет пользоваться успехом у жителей мегаполисов.

С "Призрачным балом" Дмитрия Брянцева, смятенно ностальгирующим по утраченным идеалам, московская публика знакома с 1995 года. Спустя 14 лет по-прежнему актуальна сценография с мерцающими под колосниками свечами и вздымающимися под порывами ветра занавесями, но, увы, устарела хореография. Возможно, из 40-минутного балета стоило оставить пару дуэтов, и прежде всего тот, что идет в ярком солнечном свете и где танцует идеально гармонирующая с музыкой Шопена Наталья Сомова.

Классик английской хореографии Фредерик Аштон не без гордости сравнивал свои балеты с хорошо отжатым бельем - ни грамма воды. "Маргарита и Арман", которую перенес в "Стасик" ученик Аштона Грант Койл, - тот самый случай. Многостраничная "Дама с камелиями" Александра Дюма-сына уложилась в 25 минут - ровно столько, сколько звучит си-минорная фортепианная соната Листа, выбранная Аштоном в качестве музыкальной основы балета. В 1963 году хореограф поставил его по просьбе легендарной Марго Фонтейн. Ей было 44, ее Арману, Рудольфу Нурееву - 25. Благодаря этому обстоятельству в спектакле возник пронзительный подтекст: молодой любовник возвращал героине Фонтейн остроту ощущений, и страх смерти оказывался для нее в сто раз горше - вместе с жизнью уходила чудом обретенная молодость.

Аштон был пленен этой находкой и никому, кроме Фонтейн и Нуреева, не позволял танцевать "Маргариту...". И правильно делал. Без "возрастной" ноты балет даже в исполнении отличных танцовщиков, а к таковым, безусловно, относятся солисты "Стасика" Татьяна Чернобровкина и Георги Смилевски, превращается в душещипательную мелодраму. Впрочем, и такой поворот неплохо вписывается в романтическую концепцию вечера. Марго и Рудольф становятся прекрасной мечтой, а отлично сработанный спектакль "Стасика" - нескучной реальностью.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир