Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Костюм Ихтиандра сшили из кинопленки

"Ленфильм" тряхнул стариной. В Невской куртине Петропавловской крепости открылась выставка "По ту сторону экрана". Ассортимент богатый и сплошь раритетный: знаменитая "хрустальная" туфелька актрисы Янины Жеймо - главной советской Золушки, расшитое блестками платье суперзвезды мирового экрана Элизабет Тейлор - 33 года назад она приезжала в Ленинград и снималась в "Синей птице"
0
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

"Ленфильм" тряхнул стариной. В Невской куртине Петропавловской крепости открылась выставка "По ту сторону экрана". Ассортимент богатый и сплошь раритетный: знаменитая "хрустальная" туфелька актрисы Янины Жеймо - главной советской Золушки, расшитое блестками платье суперзвезды мирового экрана Элизабет Тейлор - 33 года назад она приезжала в Ленинград и снималась в "Синей птице".

Еще есть скрипка Шерлока Холмса, куртка доктора Ватсона и даже череп "бедного Йорика", но это уже из другого фильма - легендарного "Гамлета" Григория Козинцева.

- На самом деле никто не знает, какой именно череп держал в руках Смоктуновский (исполнитель роли Гамлета. - Ред.). На складе их несколько, - рассказывает начальник цеха подготовки съемок "Ленфильма" Елизавета Похомова. - Но наверняка один из них - тот самый. Только не пугайтесь, эти черепа - ненастоящие. Они - учебные пособия, из тех, что бывают в медицинских вузах. Просто для съемок специально состарены и загримированы, как будто долгое время пролежали в земле.

Вот так-то: даже смерть в кино - обман. А походив по выставке, понимаешь: там, за экранной чертой, почти все поддельное и бутафорское.

- Мы постарались передать динамику процесса, раскрыть все самые сокровенные секреты кино, поэтому в одном из залов зрители могут видеть, как делают декорации. Как из самой простой и банальной малости - дерева, мешковины, штукатурки - возникает шикарный дворцовый интерьер, исторически убедительная атмосфера, - вступает в разговор еще один создатель выставки, художник-постановщик "Ленфильма" Владимир Светозаров.

И это еще не все секреты. Отдельный раздел выставки посвящен макетам-"обманкам", которые использовались для комбинированных съемок. Игрушечных размеров средневековые замки и церкви воспринимались на экране как настоящие. Тут же, по соседству - модели боевых самолетов, с помощью которых в киношном "небе" разыгрывались серьезные баталии времен Великой Отечественной.

- Подготовка была огромная, мы работали над этой выставкой с прошлого года, - рассказывает киновед и режиссер, один из фанатов "Ленфильма" Александр Поздняков. - Многие вещи пришлось подновить, подкрасить, отреставрировать. Вот, к примеру, знаменитая голова профессора Доуэля из одноименного фильма. Картину снимали в 1984 году. С тех пор прошла четверть века, и материал, из которого был сделан реквизит, потерял форму, потрескался. Пришлось голову восстановить, сейчас она как новенькая. А не было бы выставки, она вообще могла не сохраниться, развалилась бы на части - и поминай, как звали. Или другой раритет, абсолютно уникальная вещь, по моим понятиям - костюм Ихтиандра, в котором снимался Владимир Корнеев в фильме "Человек-амфибия". Это было почти полвека назад - в 1961 году. Костюмер картины, удивительная художница Тамара Васильчикова (к сожалению, ее не стало два года назад) рассказывала, как этот "рыбий" комбинезон шили. Вы видите, он состоит из чешуек. Так вот, каждая красилась и пришивалась вручную. Никаких материалов в те годы не было, поэтому чешую Ихтиандру сделали из кусков кинопленки. А молнии, на которые комбинезон застегивался, привезли из Прибалтики - в Ленинграде их было просто не достать.

Еще один знаковый экспонат киношной подборки - бурка Чапаева из одноименного фильма Георгия и Сергея Васильевых, которые, кстати, братьями не были - просто однофамильцы. Да и с буркой сплошной анекдот. Оказывается, на коне с шашкой наголо по степи скакал только экранный Чапаев, Борис Бабочкин то есть. А настоящий Василий Иванович ездил в ярко-красном "Стевере", конфискованном у врагов революции. Бурку не носил и лихими конниками не командовал, потому как дивизия, во главе которой стоял легендарный Чапай, была стрелковой. Но это так, к слову. Хотя иные посетители выставки, из молодых да начитанных, при виде культового экспоната начинают ехидно смеяться и вспоминать Пелевина: "Чапаев - в бурке, Петька - в дурке". Другие шутки нынче в моде, тут уж не до анекдотов про Василия Ивановича.

Ну а для тех, кто ценит историческую точность и верность фактуре, в одном из залов развернулась занятная фотоподборка. Своего рода репортаж из закулисья: неожиданные кадры, сделанные во время работы над разными картинами.

Рассказывает историк кино, старейший сотрудник "Ленфильма" Дмитрий Иванеев:

- Вот здесь, посмотрите, фотограф Борис Резников запечатлел редкий момент: на съемках "Дон Кихота" режиссеру Григорию Козинцеву показалось, что Росинант выглядит слишком упитанным для клячи рыцаря печального образа, и он рисует на лошадином туловище выступающие ребра. А рядом стоит удивленный хозяин животного. Или другой кадр: Николай Черкасов во время работы над картиной "Депутат Балтики". Актеру в ту пору было 32 года, а его герою - профессору Полежаеву - 75. И каждый день Черкасов проводил по нескольку часов в кресле гримера. За основу был взят портрет академика Тимирязева, "под него" и преображали внешность молодого актера.

Кстати, гримерный цех есть и на выставке. И по воскресеньям (экспозиция будет работать до августа) все желающие смогут изменить свой облик, "как в кино". На открытии к гримеру выстроилась целая очередь. Среди прочих "воспользовалась моментом" Виолетта Семанова: статная петербурженка попросила превратить ее в императрицу. Гример думала не больше минуты, а потом, как по волшебству, возник парик с диадемой. И Виолетта вдруг оказалась Екатери-ной II. На радостях женщина бросилась к телевизионщикам и фоторепортерам:

- Снимите меня немедленно, хочу свой портрет дочери в Америку отправить, пускай она удивится, какие чудеса на "Ленфильме" творят, - пояснила дама слегка растерянным журналистам.

А вот в костюме Ихтиандра или бурке Чапаева фотографироваться не разрешают, говорят, сохранность экспонатов не позволяет этого сделать. А жаль - аттракцион был бы знатный. Да и череп Йорика, дай зрителям волю, наверняка пошел бы по рукам. Кто же не хочет хотя бы на миг ощутить себя Гамлетом да еще и Смоктуновским.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир