Танцы без звезд
На Новой сцене Большого театра завершился XI Международный конкурс артистов балета и хореографов. В старшей и младшей артистических группах жюри под председательством Юрия Григоровича присудило 7 золотых медалей (китаянка Гуан Вентинь, украинец Андрей Писарев, наши Владимир Шкляров, Дмитрий Загребин, Мария Семеняченко, Анжелина Воронцова и Анастасия Соболева), 13 серебряных и 11 бронзовых. А вот Гран-при имени Марины Семеновой - легендарной балерины, отметившей 30 мая свой 101-й день рождения, вручать оказалось некому.
Строго говоря, количество золотых медалей тоже было явно завышенным. К некоторым призерам вполне приложимы слова члена жюри Владимира Васильева, сказанные на одной из пресс-конференций: "Я не увидел главного - танца. Есть элементы, часто хорошо исполненные, но между ними нет связи. Это все равно, что произносить отдельные слова, не пытаясь соединить их в предложения".
Участники, которым удавалось разговаривать "предложениями", уже претендовали на высокие места. А если они еще и исполняли достойную хореографию (речь в данном случае идет о современном разделе конкурса), победа была им обеспечена. Победительница в женском соло, солистка "Стасика" Мария Семеняченко, по сути, выиграла конкурс одной-единственной композицией - блистательно исполнила полузабытую "Печальную птицу" Касьяна Голейзовского.
Соревнование хореографов оказалось одним из самых грустных зрелищ фестиваля. Из 20 участников 16 представляло Россию - единственную страну мира, где в творческих вузах учат "на хореографа", и, несмотря на это, настоящих хореографов можно пересчитать по пальцам. На конкурсе успеха добились те, кому удалось грамотно скопировать достижения мэтров. Петербуржец Юрий Смекалов - экс-премьер Театра Бориса Эйфмана и обладатель "Золотой маски-2008" за роль Тригорина в "Чайке" - почти детально воспроизвел почерк бывшего патрона, за что и был удостоен золотой медали.
Удручил минувший конкурс и организационными огрехами. Бесконечные задержки просмотров и пресс-конференций нервировали и участников, и журналистов. А на финальном туре вообще случился скандал. При исполнении па-де-де из "Пламени Парижа" вырубилась фонограмма, и Дмитрий Загребин с Марией Мишиной заканчивали выступление под ритмичные хлопки зала. Возмущенный экс-худрук Большого балета Борис Акимов, ныне педагог-репетитор, попытался "разобраться" со звукорежиссером, но безрезультатно...