Плетнев сэкономил на гостинице
В Москве на сцене Колонного зала Дома союзов завершился IV фестиваль симфонических оркестров мира. Форум задумывался как мощная классическая увертюра ко Дню России. И пока по соседству, на Красной площади, десятки тысяч людей внимали родной попсе, изысканный финальный аккорд фестиваля прозвучал в исполнении Российского национального оркестра. Дирижерский пульт разделили основатель и худрук коллектива Михаил Плетнев и дирижер Мариинского театра Михаил Татарников.
Уже становится приятной традицией, что столичное музыкальное лето начинается с парада лучших симфонических команд во главе со знаменитыми дирижерами. Но правило, установленное самим же организатором форума - Ассоциацией руководителей симфонических и камерных оркестров России (АСКОР), - категорическое табу на выступления на симфофесте московских коллективов ныне нарушили. Причин тому как минимум две. Экономическая и эстетическая.
Финансовый кризис чувствительно ударил по фестивальному бюджету, сократив его на четверть, и стремление сэкономить на гостинично-трансферных расходах хотя бы для одного коллектива абсолютно логично. К тому же в завершающемся сезоне РНО, согласно рейтингу престижного журнала Grammophone, вошел в двадцатку лучших симфонических оркестров мира. Разве не повод отменить дискриминационную установку?
Правда, скрябинская программа, предложенная РНО (Первая симфония от Михаила Плетнева и "Поэма огня" под командованием Михаила Татарникова) была рассчитана на меломанскую публику, которой фестиваль пока не обзавелся. Разбираться в изысках зал не желал, хотя и на аплодисментах не экономил.
К четвертому году жизни фестивалю так и не удалось обрести отчетливый художественный облик. Хотя два первых сезона выходило на ура представлять парад выдающихся современных дирижеров. Визиты Зубина Меты, Мюнг Вун Чунга, Антонио Паппано, Лорина Маазеля и Риккардо Мути - это все его заслуга. Но ныне этот славный список не пополнился. Может быть, просто необходима передышка. А может, причина в том, что ранее приглашением на фестиваль занимался лично Юрий Темирканов, теперь же эти функции приняла на себя безымянная команда менеджеров. А гонораром, к тому же при бюджетном дефиците, заманить возможно не всех и не всегда.
На сей раз к нам приехали три заморских коллектива: Национальный оркестр Капитолия Тулузы, где главным дирижером с прошлого года Туган Сохиев, известный по работе в Мариинском театре; Будапештский фестивальный оркестр под руководством своего основателя Ивана Фишера, ставший фаворитом форума, и Симфонический оркестр западногерманского радио, который с 1997 года возглавляет выходец из СССР Семен Бычков. Неплохая иллюстрация тому, что ныне лучших представителей отечественной дирижерской школы легко встретить везде, но только не в работе с родными оркестрами.
В исполнение еще одной фестивальной традиции - приглашение российского коллектива из провинции - в Москву ныне приехал Омский академический оркестр под управлением молодого дирижера Дмитрия Васильева. К столичным испытаниям региональные коллективы обычно относятся столь самоотверженно, что порой переигрывают средних записных гастролеров. А вот другую акцию симфофеста - концерт Объединенного российского симфонического оркестра (ОРСО), красивую и благородную идею мастер-класса для музыкантов из российской глубинки - финансовый кризис все-таки погубил.
Однако к следующему году, когда фестиваль будет отмечать пятилетие, организаторы обещают побороть все трудности - удивить роскошной программой и самыми лучшими исполнителями.