"Быть врагом народа не хочу"

Первый диджей Советского Союза, гитарист легендарной группы "Звуки Му". А еще - ведущий музыкальный критик, политический журналист и борец за экологию. Все это он - Артемий Троицкий. Уроженец Ярославля, давно и прочно обитающий в Москве. Впрочем, детство музыкального гуру прошло в Праге, а о малой родине он не забывает: планирует отметить в глубинке свой ближайший юбилей. Обо всем этом Артемий Троицкий, будучи в Петербурге, рассказал журналисту "Известий".
"Пятнадцать сутокя не отсидел"
В наш город столичный гость заехал, чтобы сделать несколько дел одновременно: засветиться на годовщине промоутерской компании, подработать ведущим на традиционной церемонии по раздаче "Национального бестселлера", а заодно представить собственную книгу с ядреным названием "Poplex". С нее и начался наш разговор. Но прежде чем отвечать на вопросы, Артемий извинился за возможные оговорки: недавно популярный критик перенес сотрясение мозга.
вопрос: Артемий Кивович, что значит "Poplex"? Ассоциации какие-то телесные…
ответ: Это сокращение двух слов: "популярный лексикон". А сама книга имеет историю весьма извилистую. Дело в том, что первый вариант был написан году в 83-м. Но точно не помню: в то время я еще много пил. Писалось все по заказу журнала "Музыкальная жизнь". Там попросили сделать что-то вроде ликбеза. В то время в СССР уже знали, что есть какая-то музыка западная, всякие стили: рок, диско и так далее. Но никто толком не мог сказать, что за этими названиями скрывается, какие типичные представители. И я все это дело описывал. Таким образом, книга вышла на страницах журнала, а еще через два года - отдельным изданием, в Новосибирске. Тираж был по нынешним временам невероятный - 100 тысяч, сейчас только Донцова в таком объеме выходит. А тогда о существовании собственной книги я узнал случайно. Денег мне, естественно, никто не заплатил. Но я человек не жадный, судиться не стал, хотя издание было абсолютно пиратское.
в: Но сейчас все законно?
о: Да, я был в курсе. А книгу пришлось местами переписать, потому что за последние 25 лет многое изменилось. Если вы помните, в середине 80-х вообще не было интернета. Не существовало огромного количества музыкальных стилей, скажем, техно или хауса. Некоторые термины имели иное значение. Например, раньше считалось, что ритм-энд-блюз - это такие смачные старые негры типа Мадди Уотерса и Би Би Кинга. А теперь, когда говорят "эр-эн-би", имеют в виду даже не ритм-энд-блюз, а рич-энд-бьютифул и каких-то ужасных жопастых девок. Или, скажем, слово "продюсер" в первой книге было написано о Джордже Мартине, продюсере "Битлз". Это был грамотный человек, с высшим музыкальным образованием, аранжировщик, инструменталист. А теперь у нас продюсер - Яна Рудковская и иже с ней. То есть люди, которые не очень хорошо знают, что такое музыка, но прекрасно осваивают всякие бюджеты. Понятие претерпело явную мутацию. И в связи с этим многие куски пришлось основательно перелопатить.
в: Ворошить старые тексты не скучно было?
о: Нисколько, для меня работа над этой книгой вообще оказалась полезной. Много нового узнал. Например, до этого я никогда не слушал, не любил и уж тем более не углублялся в такое музыкально-уголовное явление, как русский шансон. Но подумал, что если в этой книге не будет главы о нем, то это будет неправильно. Поэтому я честно залез в интернет - на концерты не ходил, на это меня не хватило. И провел там много времени, не 15 суток, конечно, как требовал жанр, но несколько дней - точно. Наслушался шансона, прочел много интересного о его авторах и исполнителях. А заодно выяснил, что этот жанр до меня вообще никто не анализировал. Так, совершенно того не желая, я оказался первым аналитиком русского шансона. Спасибо "Poplex".
"Писать о политике надоело"
в: Одно время вы довольно много и увлеченно писали о политике. Потом перестали - почему?
о: Это тяжелый для меня вопрос. О политике я писал долго, лет 15, с начала девяностых до середины нулевых годов. То есть всю ельцинскую эпоху и первую половину путинской. Но потом я это дело бросил. И не потому, что убоялся цензуры, репрессий или каких-то ребят с кастетами и бейсбольными битами у подъезда. В общем-то, я человек довольно беспечный, и такого рода страх мне не знаком. Я перестал писать о политике просто потому, что надоело. Потому что понял: сколько бы я ни написал плохого и критического о Путине и его сподвижниках, народ их все равно любит. А раз люди любят и голосуют, значит, все в порядке, ситуация устраивает. Какой-то системной или внесистемной оппозицией я не являюсь, на марши несогласных не хожу, в оппозиционные партии не вступал и вступать не буду, потому что не испытываю к ним большого доверия. По сути, их лидеры - такие же персонажи, что и во власти, только им меньше повезло на разборках и распилках. А писать о том, что я один - хороший, а народ у нас ужасный и ничего не понимает, мне неприятно. Не хочу этим заниматься. Быть врагом народа не хочу. Поэтому у меня не оставалось иного выбора, кроме как перестать писать на эту тему.
в: И все-таки вопрос политический: вы много писали о Лужкове, а нашего губернатора как оцениваете?
о: Мне трудно что-то сказать о ситуации в Петербурге и про вашего губернатора Валентину Матвиенко. Когда я пишу, что Лужкова пора не только снять, а предать суду и посадить, то говорю об этом со знанием дела. Потому что живу в Москве, а Лужков ее уничтожил. Это касается и наших знаменитых новостроек, и демографической ситуации, и всего, что в бизнесе происходит. Сегодня Москва - это мрак. И я очень надеюсь, что в Питере эта история не повторится. По крайней мере, исторический центр сохранится. Я видел в районе Московского вокзала какие-то опухоли, неприятные, но в целом Петербург находится в лучшем состоянии. И отношение властей к нему более бережное. Уверен, это заслуга самих петербуржцев, в отличие от москвичей, которые ничего не сделали, чтобы свой город защитить. В Питере, насколько мне известно, и "шприц" газпромовский, и постройки на Васильевском встречают сопротивление горожан. Что очень хорошо. Молодцы, так держать!
"Удивлению местных не было границ"
в: Артемий, в последние годы вас знают как убежденного сторонника и даже активиста "Гринпис". Откуда такая любовь к экологии?
о: Я работаю не только с "Гринпис", у меня контакты со всеми природоохранными организациями. По-моему экология - самое важное, что сегодня есть. Не получится с политикой, будем голодать и по тюрьмам сидеть. А если не займемся экологией - просто вымрем. Поэтому я считаю, что все люди, которые ощущают ответственность за жизнь детей и внуков, должны этой проблемой заниматься. Пускай, вы не активист, не стоите в пикетах и не ездите в экспедиции, но можно делать массу вещей на бытовом уровне. Начиная с бережного отношения к воде и энергосберегающих ламп.
в: А вы в пикетах стоите?
о: Да, с "Гринпис" два года назад мы ездили в Иркутск, к озеру Байкал, и протестовали против строительства нефтепровода. Там должны были вести нефтяную трубу прямо по берегу Байкала. Это означало, что если возникнет какая-то течь, а не дай бог - землетрясение или теракт, то тысячи тонн нефти выльются в уникальное и чистейшее озеро Байкал. И там я стоял в пикете у здания местной администрации. Оказался там единственным VIP-ом и москвичом. Удивлению местных жителей не было границ. Но, как ни странно, мы победили, и Путин вскоре подписал указ о переносе трассы этого нефте-провода на 400 км севернее.
в: Была какая-то отправная точка, заставившая вас повернуться к охране природы?
о: Не могу сказать, что в моей жизни произошло трагическое или радостное событие, после которого меня осенило, и я полюбил природу. Она мне всегда нравилась в плане красот. Животные нравились, еще с детства. Тогда я собирал марки. Все дети собирали их под своим определенным углом: один - с автомобилями, другой - с гербами. А я собирал марки с животными. У меня была большая коллекция, несколько тысяч марок, со всякими зверушками, птичками и рыбками. Домашних питомцев у меня не было: мы жили за границей, родители вели достаточно кочевой образ жизни. Нет, вру, была белка, но прожила всего год. Ее ветром сдуло с балкона, вместе с клеткой. Но не думаю, что этот факт на меня как-то повлиял.
"Мечтаю создать партию фриков и монстров"
в: Дурацкий вопрос: ваши творческие планы?
о: Завтра еду на "Ленфильм" - роль озвучивать. Я тут в Питере в кино снялся, у своего друга - Ромы Кочанова. Как фильм называется - не помню, но я там снимался со Шнуром и Гошей Куценко, играл лидера партии "Любимая Россия".
в: Снова политика! Как в роль входили?
о: Да очень просто: представлял тех политических упырей, которых иногда вижу по телевизору. Старался выглядеть самодовольно, значительно и в меру тупо. По-моему, наши политики в основном такие ребята.
в: Вспомнила: "Псевдоним для героя" ваш фильм называется. Там еще Маша Малиновская снималась, телеведущая и депутат Госдумы. Как вы относитесь к ее политической карьере?
о: По-моему, в Госдуме Маша абсолютно к месту, там вообще полно клоунов. Я вот думаю, что пора создать партию фриков и монстров. И населить ее всякими ребятами типа Сергея Зверева, Бари Алибасова. Борю Моисеева можно туда же, Ксению Собчак, Жириновского. Вот это был бы треш!
в: Артемий, а вы на выборы ходите?
о: На президентские в прошлом году не ходил, потому что выбирать было совсем не из кого, альтернативы не существовало. Зато участвовал в муниципальных. Там еще можно было что-то изменить. "Дети разъехались, а пить нельзя"
в: В начале беседы вы упомянули про сотрясение мозга, что случилось, если не секрет?
о: Да все как обычно - попал в аварию. После чего повел себя крайне неразумно. Через час после ДТП предался обильному возлиянию, на следующий день сел в реактивный самолет и отправился в Хельсинки, где сходил в сауну. Как потом сказали врачи, я сделал все, чтобы сойти в могилу или, как минимум, заработать инсульт. Кстати, инсульт какой-то мелкий случился. И сейчас я нахожусь в процессе реабилитации.
в: Доброго здоровья, Артемий Кивович, долгих лет. Кстати, как будете отмечать день рождения, он у вас совсем скоро - 16 июня.
о: Этот день рождения вообще не буду отмечать. Потому что дети разъехались, а пить мне нельзя - скучновато получается. Некоторые планы на день рождения связываю со следующим годом. Я - уроженец города Ярославля, и этим очень горжусь. А Ярославлю в 2010-м исполняется 1000 лет. И у меня есть мысль: свой 55-й день рождения, пусть кривоватый, но юбилей, отпраздновать на родине. Как это будет - не знаю, в Ярославле у меня никого нет. С начальством тамошним незнаком, с местной буржуазией тоже, нефтеперегонный и шинный заводы мною никак не освоены. И даже фабрика "Красный Перекоп", на которой мой дедушка работал главным инженером, обо мне ничего не знает. Так что буду отмечать все это дело самостоятельно.
в: И все-таки Артемий Троицкий - прежде всего музыкальный критик. Поэтому напоследок специальный вопрос: что вы думаете о Сьюзен Бойл?
о: Во-первых, хочу вам сказать, что участь современного журналиста, пишущего о музыке, тяжела и неказиста. Недавно об этом подумал, но когда был молод, мне задавали вопросы о "Лед Зеппелин", Джимми Хендриксе, Викторе Цое, а теперь спрашивают о "Евровидении" и Сьюзен Бойл. Какая чудовищная деградация! Какие раньше у меня были герои! А теперь - Дима Билан и какая-то фрик-бабушка из Шотландии! Главное, что нужно знать о Сьюзен Бойл, - вся эта история от начала до конца срежиссирована. Верить в сказку о 50-летней Золушке более чем наивно. Тем более когда за всем этим стоит Саймон Фуллер, в свое время продюсер "Спайс герлз". Но поскольку сейчас пенсионеры стали самой активной, платеже- способной и многочисленной частью населения, то вместо "Спайс герлз" завелась героиня-пенсионерка по имени Сьюзен Бойл. Вся эта история, на мой взгляд, циничная и довольно некрасивая. И то, что бабушка попала в больницу, - единственное, что было не подстроено. Все остальное развивалось по канонам пиара.