Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Спорт
The Times узнала о подготовке иска пловцов к WADA за допуск китайцев на ОИ
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Мир
Лауреат «Золотой пальмовой ветви» Лоран Канте умер в 63 года
Мир
МИД Турции подтвердил перенос визита Эрдогана в США
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Происшествия
В Москве 30 человек эвакуировали из шашлычной из-за пожара
Мир
В украинском городе Ровно демонтировали памятник советским солдатам
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Мир
Крымский мост назван одной из главных целей возможных ударов ракетами ATACMS
Мир
Московский зоопарк подарит КНДР животных более 40 видов
Общество
Работающим россиянам хотят разрешить отдавать пенсионные баллы родителям
Общество
В отношении депутата Вишневского возбудили дело
Мир
Бельгия может поставить Украине истребители F-16 до конца 2024 года
Общество
Желтая африканская пыль из Сахары добралась до Москвы
Спорт
Кудряшов победил Робутти в бою новой суперсерии «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Марк Захаров: "Олег Янковский репетировал роль Гаева"

Многострадальный "Ленком" на днях выпустил премьеру - чеховский "Вишневый сад". Правда, москвичи увидят спектакль только осенью. Зато в минувшие выходные его сыграли на сцене Большего драматического театра в Санкт-Петербурге. О своей новой работе и последней роли Олега Янковского, которую актер так и не успел сыграть, корреспонденту "Известий" рассказал режиссер-постановщик "Вишневого сада", бессменный худрук популярного московского театра Марк Захаров
0
Марк Захаров доволен. С ним на поклонах - дочь Александра (Раневская), Леонид Броневой (Фирс) и Александр Збруев (Гаев)
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Многострадальный "Ленком" на днях выпустил премьеру - чеховский "Вишневый сад". Правда, москвичи увидят спектакль только осенью. Зато в минувшие выходные его сыграли на сцене Большего драматического театра в Санкт-Петербурге. О своей новой работе и последней роли Олега Янковского, которую актер так и не успел сыграть, корреспонденту "Известий" рассказал режиссер-постановщик "Вишневого сада", бессменный худрук популярного московского театра Марк Захаров.

вопрос: Марк Анатольевич, как получилось, что премьеру играли в Петербурге? Такой важный, программный спектакль - и на чужой сцене?

ответ: Подобная практика существует во всем мире. В частности, у наших американских коллег. Прежде чем играть на Бродвее, они колесят по одноэтажной Америке, обкатывают постановку. Играют 10-20 спектаклей. И только потом дают премьеру на своей сцене. Мы бы тоже так могли, но дело в том, что Чехов рассчитан на особое понимание. Нужен чуткий зритель, а его, по моим представлениям, можно встретить только в Петербурге. Здесь публика другая - чувствует тоньше и этим неуловимо отличается от московской. Поэтому, когда появилась возможность сыграть премьеру в стенах БДТ, мы тут же согласились.

%%VYNOS1%%в: "Вишневый сад" в репертуаре "Ленкома" - это ваш выбор?

о: Мой. Кстати, наш директор хотел поменять название на другое, свеженькое. Что-то вроде: "Случай в вишневом саду", или "Вот так семейство", или "Хрустальный дом развалился". Но есть "Гамлет", его играют во всем мире. И есть "Вишневый сад", который тоже знают везде. В Москве несколько "Вишневых садов", мы сделали свой. Я много читал перед этим, хотя обычно не люблю изучать подноготную, поднимать архивы. А тут не поленился и теперь знаю такое, что шокирует всех: вишневый сад был не шесть гектаров и даже не десять. Он был громадный - 250 гектаров! А может, и больше.

в: Текст пьесы претерпел изменения?

о: Есть реплики, которые мы не взяли. И есть ситуации, которые мы перемонтировали. Но мне кажется, все получилось корректно. И автор, будь он жив, отнесся бы с пониманием. Театральное пространство России заполнено скучным Чеховым. Великие режиссеры МХТ вычленили из "Вишневого сада" самую больную, грустную, тоскливую тему и построили на ней спектакль. Все эти вещи в пьесе, безусловно, присутствуют, но они не должны доминировать. Чехов писал комедию. Ему не нравилась атмосфера нытья и бесконечных жалоб. Его раздражали поющие за сценой сверчки, квакающие лягушки и прочие звуковые находки, которые Станиславский как режиссер очень ценил. У нас не квакают лягушки, не стрекочут сверчки. И даже знаменитый звук лопнувшей струны, который все так старательно подчеркивают, у нас не слышен. Что-то улавливают те, кто на сцене, а в зрительном зале - тишина. И еще: спектакль будет идти два часа с небольшим - это тоже требование времени. Конечно, есть постановки, которые длятся трое суток - и день и ночь. Но это для специальной публики.

в: За последнее время "Ленком" пережил несколько тяжелых потерь...

о: Да, у нас трудный период. Не может работать Караченцов, ушли из жизни Абдулов и Янковский... Сейчас у нас два главных вопроса: пополнение труппы и выдвижение середняка - я про возраст говорю. Это Александра Захарова, Маша Миронова... Но есть и совсем молодые люди. Антон Шагин, например. Он успешно снялся в фильме "Стиляги", потом выиграл кастинг на роль Лопахина в "Вишневом саду". Еще есть Олеся Железняк - ее все видели по телевизору, она там каталась на коньках. Потом - Мария Машкова, дочь известного голливудского артиста (улыбается). Маша у нас работает два года, очень хорошо сыграла в спектакле по Достоевскому. Но сейчас он не идет - в связи со смертью Абдулова. А в "Вишневом саде" Маша играет Шарлотту. Мне кажется, что весь Феллини с его странными дамами, которые шокируют и эпатируют, вышел из Чехова.

в: Кто из действующих звезд занят в спектакле?

о: Александр Викторович Збруев, наш старожил, он играет Гаева. Затем - Сергей Юрьевич Степанченко, большой человек. Он окончил какое-то специальное рыболовецкое, а может, охотничье театральное училище на Дальнем Востоке (улыбается.) Поработал в Сызрани и, наконец, попал к нам. Мы решили, что если его раскормить в должной мере, получится хороший комик - и не ошиблись. Сергей играет много и хорошо, но слава к нему пришла по линии сериалов. В спектакле ему досталась роль Симеонова-Пищика. Раневскую играет моя дочь Александра Захарова. До сих пор помню, как ее принимали в театр. Она хорошо показывалась, но меня мучили комплексы. И на худсовете народная артистка Елена Алексеевна Фадеева сказала: "Ну какой смысл ее обсуждать - дочь худрука. Он жену в театр не взял, а теперь будет дочь мучить!". В итоге решили: пусть играет. Со временем мои комплексы ушли. Саша осталась в "Ленкоме", хотя ее приглашали в разные театры... И наконец, Леонид Сергеевич Броневой - глава нашего театрального коллектива. Я студентам всегда говорю, что этот человек оказал громадное влияние на весь российский кинематограф. Достаточно вспомнить "Семнадцать мгновений весны" и его Мюллера - эту абсолютную непредсказуемость в каждом кадре. Что скажет Штирлиц после долгого молчания, можно себе представить, а что скажет Мюллер - зрителю неизвестно. Леонид Сергеевич, правда, говорит, что теперь, когда фильм стал цветным, даже он не знает, что именно скажет. А я в ответ шучу, что цветной вариант - это наказание за все их грехи.

в: Броневой играет Фирса?

о: Да. Вместе со Броневым репетировал Олег Иванович Янковский. Правда, недолго. Он провел всего несколько репетиций. И мы решили посвятить этот спектакль ему. Когда премьера пойдет в Москве, на программках будет написано: "Вишневый сад" посвящен памяти Олега Янковского". В Петербурге не успели этого сделать.

в: Когда спектакль увидят московские зрители?

о: Премьера в "Ленкоме" назначена на конец сентября - начало октября, точной даты пока нет. Жизнь в российском репертуарном театре вообще непредсказуема. Совсем недавно я готовился к спектаклю по роману Сорокина "День опричника", но случилось так, что вперед выдвинулся "Вишневый сад".

в: Следом пойдет Сорокин?

о: На данный момент я закончил инсценировку и получил одобрение автора. Но когда дело доходит до распределения ролей и начала работы, столько разных обстоятельств обрушивается... Судьба постановки зависит от многих моментов - даже от количества женских ролей. Мировая драматургия к женщинам не очень благосклонна - какую пьесу ни возьми, везде одна героиня действует или две. У Чехова все по-другому - много интересных и непохожих друг на друга женских образов. И это сыграло определенную роль. Ну а второй момент... Меня очень напрягает ненормативная лексика, когда она вплетается в искусство. Иногда это делается талантливо и умело, в правильной дозировке. А Сорокин слишком густо замешен на матерщине, его дозировать сложно.

в: То есть "День опричника" под вопросом?

о: Ну, я всем говорю, что спектакль будет. И вам скажу. А на самом деле, будет он или нет - одному Богу известно.

в: Вернемся к Чехову. Вы видели фильм Сергея Овчарова, снятый по мотивам "Вишневого сада"?

о: Я его не досмотрел, ушел посередине. Мне показалось, что происходящее на экране очень далеко от Чехова. И вообще - от хорошего кинематографа. Там просматривался некий необоснованный вызов. И моменты, когда актеры кривляются, имитируя немое кино, мне не показались смешными. Подобного рода комедийные ситуации возникают в цирке. Я уважаю клоунов, но к другому тянусь. Вообще я избегаю говорить негативные вещи о коллегах, но в данном случае должен признаться: фильм мне очень не понравился.

в: А вы сами возвращение в кинематограф не планируете?

о: Скорее всего, нет. Тут много причин. И главная - нет прежней наглости, позволявшей верить, что за летний отпуск я сниму произведение искусства. А не дай Бог, деньги закончатся посередине процесса? У меня все знакомые в кинематографе жалуются, что как только входишь в съемочный период, тут же иссякают средства и надо ждать удачи какой-то. Ничего этого я уже не хочу.

Комментарии
Прямой эфир