Котлован оперы и балета
Уже потрачены десятки миллионов бюджетных рублей и прошло больше пяти лет, а вопрос, когда и в каком виде появится вторая сцена у Мариинского театра, остается открытым. Ситуация со строительством, застрявшим на стадии рытья котлована, стала настолько тупиковой, что за ее разрешение взялся лично премьер-министр Владимир Путин.
Так дорого российской казне обошелся роман с модным французским ваятелем Домиником Перро, чье имя в дуэте с Мариинским театром впервые публично прозвучало весной 2003 года. Вскорости проект Перро выиграл международный архитектурный конкурс. Его признали лучшим среди десяти представленных, хотя в конкурсе принимали участие такие мэтры современного зодчества, как голландец Эрик ван Эгераат, австриец Ханс Холляйн, швейцарец Марио Ботта и американец Эрик Оуэн Мосс. Проект последнего нравился очень многим и поначалу ходил в фаворитах у худрука Мариинки Валерия Гергиева. А вот победа француза развела питерскую общественность по разным берегам. Одни говорили, что изумительно смелый техногенно-сказочный объект впишется в классический петербургский ландшафт. Другие с пеной у рта утверждали, что подобный авангардизм в исторической части города Петра - не просто безвкусица, а даже вандализм.
Перро предложил поставить позади существующего здания театра огромный золотой кокон-саркофаг, прикрытый "смятой фольгой", с интерьерами из черного мрамора в фойе и пурпурным зрительным залом на две тысячи мест. Под строительство нового дома для Мариинки был отведен так называемый Литовский квартал общей площадью 13 тысяч квадратных метров, расположенный к западу от исторического здания театра, на противоположном берегу Крюкова канала, и освобождаемый от существующей застройки.
Но через несколько лет этот проект разонравился всем и по всем статьям. "Я не хочу иметь дело ни с кем, кто не имеет понятия, что такое Мариинский театр. Я симпатизирую любому архитектору, которому удалось осуществить свою мечту. Но я не хочу быть частью эксперимента даже знаменитых ваятелей, которые, может быть, через 20-30 лет построят хороший театр, научившись на своих ошибках в России. И главное - я не хочу быть одним из инициаторов проекта, который, не дай бог, рухнул, просел и так далее", - сказал Валерий Гергиев "Известиям", комментируя ситуацию вокруг стройки.
Теперь, добившись долгожданного приема у премьера, Валерий Гергиев и чиновники - прежде всего губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко и министр культуры Александр Авдеев - выпросили у Владимира Путина право на вторую попытку. По тому же сценарию: сначала конкурс, затем стройка. Но победа на конкурсе, как показывает история, еще не гарантия того, что проект будет реализован. Правда, без прибыли чемпион не останется. Так, за три года бумажной работы и в качестве "отступных" господин Перро получил 5,7 млн евро. При этом, как у нас всегда бывает, никто из ответственных лиц с российской стороны не признал во всеуслышание ошибку и не извинился за без толку потраченные деньги.
О замене заказчика (а таковым выступает Минкульт) речи нет, хотя Минфин и предложил перевести средства на спецсчета. Конкурс "на архитектурное решение и последующую разработку проектно-сметной документации" официально будет объявлен уже в текущем июне. По закону он должен быть открытым и проведен по федеральной процедуре госзакупок, на которую отводится 45 дней. По международным же нормам открытые архитектурные конкурсы, которые могут собрать несколько сотен проектов, требующих профессиональной оценки жюри, проходят в течение полутора-двух лет. Так что моветон происходящего ощущается уже сейчас.
Как выяснили "Известия" у Валерия Гергиева, без одобрения которого, естественно, в этом конкурсе не победить, фаворит уже есть. Это проект канадцев Джека Даймонда и Дональда Шмита, который может вырасти из котлована, уже давно вырытого под здание Доминика Перро. Одна загвоздка - канадское предложение стоит слишком дорого даже в сравнении с проектом Перро (а его расчетная стоимость составляла 250 млн евро). Все в один голос утверждают, что без дополнительного финансирования не обойтись. Хотя Валерий Гергиев и говорил "Известиям", что всегда был категорическим противником любого проекта, если его стоимость превышает 100 миллионов долларов.
Российских же налогоплательщиков, которым архитектурные страсти уже обошлись в копеечку, разумеется, интересует главный вопрос: есть ли какая-нибудь гарантия, что за конкурсом дубль два не последует дубль три?