Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Продюсер Сергей Данилян: "В капризную звезду иногда хочется чем-нибудь запустить"

19 мая 1909 года в парижском театре "Шатле" Сергей Дягилев представил вечер русских балетов. Так начались "Русские сезоны", принесшие России славу великой театральной державы. 100 лет спустя современным Дягилевым называют продюсера Сергея Даниляна, президента артистического агентства "Ардани", базирующегося в Нью-Йорке. Высокое звание Сергей подтверждает делом
0
Диана Вишнева и Сергей Данилян - триумфаторы "Золотой маски-2009" (фото: Игорь Захаркин/"Известия")
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

19 мая 1909 года в парижском театре "Шатле" Сергей Дягилев представил вечер русских балетов. Так начались "Русские сезоны", принесшие России славу великой театральной державы. 100 лет спустя современным Дягилевым называют продюсера Сергея Даниляна, президента артистического агентства "Ардани", базирующегося в Нью-Йорке. Высокое звание Сергей подтверждает делом. За 19 лет работы его компания организовала около 1000 художественных мероприятий, а на последнем фестивале "Золотая маска" созданный им проект "Диана Вишнева: красота в движении" победил в трех номинациях: "Лучший спектакль", "Лучшая женская роль" и "Приз критики". Обозреватель "Известий"  встретилась с Сергеем Даниляном в канун его 50-летия.

вопрос: Ваш юбилей совпал со знаменательной датой - 100-летием дягилевских "Русских сезонов". Как бы вы определили значение Дягилева для мировой культуры?

ответ: Он совершил революцию в культурном пространстве -  обозначил основные направления в развитии мировой хореографии, музыке, сценографии, исполнительском искусстве XX века. Его мастерство раскрутки спектакля и артиста по сей день остается непревзойденным. Вспомните, как умело он использовал творчество русских художников в создании имиджа "Русских сезонов". Портрет Анны Павловой в исполнении Валентина Серова украшал Париж - улицы, общественный транспорт и т.д. Он обладал уникальным художественным чутьем - сколько великих людей оказались вовлечены в "Русские сезоны"... И все это ему удалось сделать, когда отсутствовала мобильная связь, интернет и многие другие аксессуары современной жизни. Но было служение великому русскому искусству - именно поэтому проект его жизни получил название "Русские сезоны"...

в: Чему научил вас опыт Дягилева?

о: Прежде всего бесстрашию. Умению рисковать. Не бояться ошибаться, чтобы затем обратить свои неудачи в успехи. УДягилева был инстинкт победителя, и он побеждал. Быть первым всегда непросто, а он к тому же остался единственным. Сегодня все пользуются его опытом организации творческого процесса.

в: Что изменилось в продюсерской деятельности со времен Дягилева?

о: Современное искусство коммерциализировалось. Сегодня мало людей масштабного мышления. Никто не пишет музыку для балетов, нет хореографов и, конечно, людей, способных объединить артиста, хореографа, композитора, художника. Я по собственному опыту знаю, как это трудно. Только сейчас, после годов поиска, я могу сказать, что готов сформировать команду для создания эксклюзивного продукта в области балета. Недавно мы встречались с композитором Лерой Ауэрбах. Что получится, пока не знаем, но если не пробовать, никогда ничего не получится.

в: Какими качествами должен обладать идеальный, с вашей точки зрения, артист?

о: Для меня не существует идеальных артистов, как и идеальных продюсеров. С ними было бы скучно. Главное в нашей работе - уважение к друг другу. Если оно есть - работа ладится, хотя в особо капризную звезду иногда так и хочется чем-нибудь запустить...

в: Вы продюсировали проекты в драме, инструментальном исполнительстве, а теперь сосредоточились на музыкальном театре. Здесь есть своя специфика?

о: Мне кажется, что люди, служащие в музыкальном театре, должны любить музыку как таковую и с равной любовью относиться к опере и балету. Вот мы вспоминаем о балетных "Русских сезонах", а ведь начиналось все с оперы в 1908 году. Это уже потом, в 1909-м, состоялись первые балетные вечера. Информированность и образованность - главные качества, которые могут создать новый тип менеджера в музыкальном театре. К сожалению, этому не учат в академиях. Каждый продюсер должен заниматься самообразованием. Это сложный процесс, но только так можно понять, как будет развиваться современный музыкальный театр и каким ему быть в будущем.

в: Чем продюсерская деятельность в России отличается от того же процесса в Америке?

о: Отличие - в механизмах, контролирующих культурный процесс. В Америке отсутствует государственное регулирование в сфере культуры. Всё - даже самые крупные культурные институты типа "Метрополитен-опера", Американского балетного театра (АВТ) или Городского балета Нью-Йорка - находится в частных руках. Спонсорские пожертвования - то, что у нас в России именуется непроизводственной сферой, - там стиль жизни. Так было всегда, и, несмотря на кризис, этот процесс идет. Например, музыкальный центр графства Лос-Анджелес получил пожертвование в размере 20 миллионов долларов только на танец! АВТ спонсоры дали 5 миллионов долларов на новые постановки, в том числе на новую работу Алексея Ратманского. Все это происходит не спонтанно, а с перспективой на несколько лет вперед. Словом, имеет место долгосрочное планирование, которое, к сожалению, редкость в России. Однако при всех негативных нюансах работы в нашей стране человеческий фактор здесь остается доминирующим, о чем вне России приходится только мечтать. И еще важно, что Россия - страна высокой культуры и духовности, а это то, чего порой не достает на Западе.

в: Почему же так мало в России хороших балетных проектов?

о: Фантазия ограничена, к сожалению. Это тем более обидно, что балетный театр в России сегодня бурно развивается и при всех его проблемах остается лучшим в мире. В частных проектах что-то получается лучше, что-то хуже, но оригинальностью никто не отличается. И самое страшное, что никто не хочет работать на будущее, всем хочется заработать сразу и много.

в: Разве вы работаете себе в убыток?

о: Когда проект только начинается, безусловно. Мне не стыдно признаться, что только после 10 лет работы с труппой Бориса Эйфмана в Северной Америке нам удалось прийти к положительному экономическому результату и не потерять ни в одном крупном городе - и это в разгар экономического кризиса. Я никогда не скрывал, что наш проект "Короли танца" изначально был убыточным, и только гастроли 2007-2008 годов стали покрывать вложенные средства. Проект с Дианой Вишневой оказался самым дорогостоящим из всех наших начинаний, но посмотрите на художественный результат - три "Золотые маски", восторженные рецензии... Я не хочу сказать, что мы такие умные, но, к сожалению, в культурной сфере, как и в других областях деятельности в России, люди предрасположены к сиюминутному результату. А он редко бывает высокохудожественным.

в: Представьте, пожалуйста, московский ноябрьский проект "Короли танца".

о: Новый сезон проекта "Короли танца" связан не только с привлечением новых танцовщиков, но и с важными изменениями в программе. Московский этап произойдет сразу после нью-йоркской премьеры, и именно Нью-Йорк в этот раз станет репетиционной базой, где с середины октября начнут репетиции участники проекта. К Дэвиду Холбергу, Хосе Мануэль Карреньо, Хоакину Де Лусу, Диме Гуданову и Николаю Цискаридзе присоединятся украинец Денис Матвиенко и канадец Гийом Котэ. В этот раз для меня было важно показать танцовщиков в дуэтах, трио, возможно, в квинтете и новых сольных работах. Из старых работ в программе остался только квартет Кристофера Уилдона "Для четверых". Ставить будут Начо Дуато, Ролан Пети, Охад Нахарин и Борис Эйфман. В программу также войдут работы, которые уже можно отнести к классике, - "Вестрис" Леонида Якобсона, "Танец Блаженных душ" Фредерика Аштона, "Чакона" Хосе Лимона.

в: С кем работает Эйфман?

о: Борис ставит для Николая Цискаридзе композицию "Падший ангел" на музыку Барбера. Оба уже давно мечтали поработать вместе, и я рад, что мне наконец удалось их объединить. Постановочный процесс захватил обоих. Николай даже присоединился к труппе Бориса Эйфмана, гастролировавшей в Чикаго, чтобы завершить репетиции. Между Борисом и Николаем сложились очень теплые дружеские отношения, что, мне кажется, в конечном итоге должно способствовать успеху.

в: Будет ли проект под названием "Королевы танца"? Публика, кажется, заждалась творческого соперничества дам.

о: Изначально я думал о "принцессах", но возникли сложности с участницами. Потом начался экономический кризис. Тем не менее я решил, что сегодня самое время сделать женский, я бы даже сказал, московский проект - собрать в одном вечере выпускниц московской школы: Полину Симеонову, работающую в Берлине, Марию Кочеткову, танцующую в США, Марию Александрову и Наталью Осипову, представляющих Россию. Руководители Большого театра также заинтересованы в реализации этого проекта. Если все пойдет по плану, уже в августе 2010 года девушки начнут совместные репетиции, а в ноябре мы планируем две премьеры в России и в Калифорнии. Соперничества мы не обещаем. Это будут лучшие среди равных. Не исключено, что именно так и будет называться проект. Формат трехактного спектакля мы сохраним. Имена хореографов и программу огласим в новом сезоне.

в: Ваши планы на ближайшие пятьдесят лет?

о: Если бы мои планы только от меня зависели... Одно знаю точно: большей частью они будут посвящены моей семье, моим сыновьям, которые за годы жизни в Америке незаметно выросли. Глядя на непростую жизнь своих родителей, они не намерены продолжать наше дело. А вот помочь им найти себя - наша с женой приоритетная задача. Так что новый проект будет называться "Моя семья". С Гаянэ - моей женой и партнером - мы вместе уже добрую половину моих пятидесяти лет. А это дорогого стоит...

Комментарии
Прямой эфир

Загрузка...