Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
Блинкен заявил об отсутствии данных о военных поставках Китая России
Общество
В Москве отключение отопления начнется 27 апреля
Происшествия
Один человек погиб в результате попадания снаряда в дом в Херсонской области
Культура
Главный приз «Золотой святой Георгий» ММКФ получил фильм «Стыд» Мексики и Катара
Экономика
Путин передал 100% акций «дочек» Ariston и BSH Hausgerate структуре «Газпрома»
Мир
Гуцул сообщила о попытке ее задержания и допроса в аэропорту Кишинева
Спорт
Международная федерация баскетбола продлила отстранение россиян до декабря 2024-го
Мир
ВКС РФ уничтожили два пункта базирования боевиков в Сирии
Общество
В Ростовской области задержан избивавший граждан 17-летний подросток
Спорт
FIG удалила из правил пять названных в честь российских гимнасток элементов
Спорт
Тетерин победил Манжуева в бою турнира «Бойцовского клуба РЕН ТВ»
Общество
Подносова провела заседание комиссии при президенте по вопросам назначения судей
Культура
Лучшим российским фильмом ММКФ стала картина «Лгунья» режиссера Трофимовой
Мир
На Тайване произошло землетрясение магнитудой 6,1
Мир
Минимум 10 человек погибли в результате пожара в гостинице в Бразилии
Общество
Фигурант дела о взятке замминистра обороны Иванову Бородин обжаловал арест

Призрак неспокойного времени

Новелла, предложенная накануне 9 мая президентом РФ, многих повергла в недоумение. Идея изменить закон о Конституционном суде таким образом, чтобы не сами судьи, как теперь (ст. 21), промеж себя учиняли выбор председателя, но глава коллегии назначался президентом РФ и утверждался СФ, трудно поддается объяснению
0
Максим Соколов
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Новелла, предложенная накануне 9 мая президентом РФ, многих повергла в недоумение. Идея изменить закон о Конституционном суде таким образом, чтобы не сами судьи, как теперь (ст. 21), промеж себя учиняли выбор председателя, но глава коллегии назначался президентом РФ и утверждался СФ, трудно поддается объяснению.

Характерна растерянность дежурных комментаторов. Так, гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Д.И. Орлов указал, что "абсолютно логичное" решение Д.А. Медведева "поднимает статус и авторитет председателя КС", ибо, например, "сенатом по представлению президента назначается генпрокурор". Очевидно, имеется в виду, что статус и авторитет Генпрокуратуры на протяжении всей постсоветской истории были беспримерно высоки - куда там КС, а причина изменения ввиду столь удивительных вещей заключается в полном непонимании того, что происходит и что об этом следует говорить. Оно извинительно, ибо не понимает никто.

Не будем уже говорить, что такое расширение кадровых полномочий президента (повторяется ситуация с новеллой 2004 г. о назначении губернаторов) в принципе требует конституционной поправки, ибо список полномочий (ст. 83 Основного закона) является закрытым. Будь он открытым, в Конституции вообще не было бы смысла. Равно как и не будем слишком сильно муссировать ту тему, что тезис "Свобода лучше несвободы" имеет самый практический смысл применительно к соотношению коллегиального и иерархического принципов. Доколе не доказана необходимость формируемой извне иерархии (в случае с организацией работы КС такого доказательства не представлено), коллегиальное управление предпочтительнее.

Самое непонятное в другом. Иерархическая выстроенность в известных случаях дает преимущества - "Имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает". Однако самим фактом назначения кого-либо в председатели описанный эффект еще не достигается. Норма неотделима от санкции, и чтобы иерархия работала, необходимо, чтобы поведение "Говорю: сделай, и не делает" каким-то образом пресекалось. Например, идеальная выстроенность СФ, сделавшая его уникальным в мире сенатом, достигнута, во-первых, беспрестанной правкой регламента палаты (для полномочий председателя не хватает букв алфавита, и последние полномочия идут под пунктами "я1", "я2", "я3", "я4", "я5"), во-вторых, практикуемой председателем цензурой сената. Зрелище трудно назвать красивым, но, по крайней мере, в смысле получения желаемых результатов это работает.

Доколе судьи (ст.16 закона о КС) пользуются равными правами, а председатель лишь primus inter pares (первый среди равных. - "Известия"), действующий исключительно по уполномочию коллегии, отъятие у судей права самим избирать первого средь них само по себе ничего не дает в смысле большей управляемости КС. Какая она есть ныне, такая она и будет. Нареканий и подозрений возникнет множество - люди так уж устроены, что за всякой видимой нелогичностью склонны видеть хитрый план, и, как правило, зловещий, - тогда как выгоды не просматриваются никак.

В случае с КС будить такую людскую склонность особо нежелательно, поскольку здесь на автомате включается память о неспокойном начале 90-х, когда в условиях двоевластия КС отчасти был объективно вытолкнут, отчасти усилиями своего честолюбивого председателя сам себя активно выталкивал на роль верховного арбитра нации. Тогда действовало простое правило механики: при взаимоупоре двух больших сил, ни одна из которых не может одолеть, даже небольшое приращение усилия может дать победу одной стороне. Или перевести спор в область артиллерийских аргументов. При такой предыстории неизбежно порождение вопросов "Может быть, мы чего-то не знаем?", "Может быть, мы не слышим подземного гула?" etc.

Можно, конечно, объяснить, что после 1993 г. закон о КС правился с учетом скорбного опыта. Можно указать (см. выше), что сама по себе назначаемость председателя еще ничего не решает. Можно говорить, что многие новеллы бывают порождены простым хозяйственным желанием подобрать побольше, ибо только кура-дура от себя гребет.

А можно и не предпринимать шагов, бесполезных практически, но порождающих подозрения, в которых затем приходится оправдываться. Гораздо проще без особой нужды не порождать.

Комментарии
Прямой эфир