Забыть нельзя премировать
В номинациях "Опера" и "Оперетта" нынешняя "Золотая маска" была похожа на предыдущие. Но главное, решения жюри не были оскорбительны. Вопрос же справедливости для искусства, пожалуй, самый риторический из возможных.
Явственно проступила парочка тенденций. Первая - выбор, предоставляемый к столу высокого жюри, крайне скуден и эстетически идентичен тому, что был и год, и два назад.
Дело в том, что фестивальное меню из блюд всероссийского театрального процесса составляет экспертный совет. Люди, конечно, сплошь уважаемые. Но незабвенный принцип ротации, во всяком случае, по части музтеатра, кажется, там прочно позабыт, а вкусы данных отборщиков давно известны. Поэтому большинство номинаций тянут не на национальную премию, а на именной приз того или иного эксперта. Но жюри ловко выкрутилось, пытаясь никого не обидеть.
По традиции после того, как в 2001 году Валерий Гергиев проиграл битву за "Маску", Мариинка существует в афише фестиваля как бы отдельной программой. При этом Маэстро категорически запретил выдвигать себя на премию. Для всех остальных питерцев это не возбраняется.
В итоге все как всегда. После того, как наша оперетта окончательно запуталась в вопросе "за" и "против" иноземного мюзикла, дела ее, и так не блестящие, еще более зачахли. Свидетельство тому - признание (причем абсолютно заслуженно) лучшим спектаклем сработанного в драматическом, а не музыкальном театре "Конька-Горбунка" МХТ.
В "опере" сразу по две "Маски" взяли три театра. "Орфей" Монтеверди пермской труппы принес награды Георгию Исаакяну в номинации "Лучшая режиссерская работа" и Эрнсту Гейдебрехту как "Лучшему художнику". Жюри, возглавляемое композитором Александром Чайковским, отметило работу театра после многолетней паузы. До сих пор лишь две маски за оперу добирались в Пермь - за постановку "Дон Паскуале" в 1996 году. Кстати, уже через месяц Александр Чайковский лично прибудет в город на берегу Камы, чтобы присутствовать в театре на премьере своей оперы "Один день Ивана Денисовича".
Также дуплетом выстрелила "Золушка" из питерского "Зазеркалья" - в качестве "Лучшего спектакля" и "Лучшей работы дирижера" (Павел Бубельников). Очень основательно ставка экспертным советом делалась на работу Михаила Плетнева в "Пиковой даме" Большого театра. Дабы не заслонять героя, против всякого здравого смысла даже не номинировались режиссерская работа Валерия Фокина и гениальная Елена Образцова в одной из лучших своих ролей - Графини. Кстати, в очередной раз статистом остался и другой фаворит отборщиков - Василий Бархатов, чьи крайне незрелые во всех смыслах режиссерские опыты выдвигаются на премию с какой-то маниакальной настойчивостью.
Еще две маски у "Очарованного странника" Мариинского театра. Груша Кристины Капустинской стала "Лучшей женской ролью" (среди мужчин победа за Алексеем Марковым - Иван Карамазов в "Братьях Карамазовых" все той же Мариинки), Родион Щедрин получил премию за "Лучшую работу композитора", что называется, за явным преимуществом.
Тут заметна вторая масочная тенденция. Не очень адекватный реальному творческому потенциалу интерес к произведениям современных авторов, который, кажется, развивается под девизом "лучше больше, но хуже". Пару лет назад в обязательном порядке ввели композиторскую номинацию.
И даже нынешнюю торжественную церемонию открывало нечто под названием "Золотое" - одноактная опера Александра Моноцкова. Правда, больше зрелище напоминало легкий капустник первокурсников какого-нибудь скромного музучилища. Если бы не юмор и мастерство постановщиков Андрея Могучего и Дмитрия Крымова, употребивших в сценическом блицпересказе "Колобка", "Сказки о рыбаке и рыбке", "Курочки Рябы" все возможные отходы нашей деревообрабатывающей промышленности и сделавших главным действующим лицом Ведущего, в роли которого выступал ректор Школы-студии МХАТ профессор Анатолий Смелянский, то быть бы конфузу. А так все мило посмеялись. Иногда даже не сразу поняв, что над собой.