Президент с первого курса
Студенты играли в ООН и Евросоюз. На столах в актовом зале факультета - таблички: "Посол Италии", "Президент Бразилии". Никто бы не удивился, если бы тут же "оказались" президенты Дмитрий Медведев, Николя Саркози, другие "официальные лица". Декан факультета, завкафедрой европейских исследований, проректор по международным связям, профессор Константин Худолей (на снимке справа) так разъяснил ситуацию:
- Студенческие "ООН" и "Евросоюз" - ролевые игры. В "ООН", например, может участвовать и 200 человек: студенты выступают в роли послов РФ в Совете Безопасности, США, Китая, членов разнообразных комиссий, специализированных комитетов.
вопрос: Много желающих учиться на вашем факультете? Ведь, как говорят, это - круто!
ответ: В прошлом году конкурс на ФМО был самый высокий в Университете, и ребята пришли очень сильные: по итогам первой в их студенческой жизни экзаменационной сессии отчисленных за неуспеваемость нет.
в: Но востребованы ли выпускники? Особенно с учетом кризиса.
о: Что будет летом, сказать сложно. Но пока проблем с трудоустройством не было: выпускники успешно работают в общественном секторе, в администрации президента, в центральном аппарате правительства, в посольствах и консульствах, администрации Санкт-Петербурга и других регионов Российской Федерации. Нашему факультету исполнилось 15 лет, и мы устроили такую "перекличку" - кто где работает: Сиэтл, Катманду, Кейптаун, Мадагаскар, Осло, Берлин. Часть пошла в журналистику - десять наших выпускников стали зарубежными корреспондентами ИТАР-ТАСС. Кое-кто успешно работает в бизнес-структурах.
в: Сколько всего подобных факультетов?
о: Факультеты и кафедры международных отношений есть почти в 90 российских вузах, но по большей части они решают ограниченные задачи, хоть и важные. Если мыслить глобально, то говорить уместно о нас и о МГИМО. Мы и МГИМО единственные в России полноправные члены Ассоциации профессиональных школ международных отношений, куда входит лишь 40 наиболее престижных вузов мира. Кстати, наше безусловное отличие от МГИМО в том, что у нас больше выпускников, желающих сделать научную карьеру.
в: Чтобы стать международником, что должен знать и уметь студент?
о: У нас изучают примерно в равной степени историю всеобщую и историю международных отношений, экономику, политологию и теорию международных отношений, право. Можно выбрать, что потом пригодится в работе, как, например, основы ораторского мастерства. Обязательных иностранных языков два. В настоящее время в Университете в целом и на факультете международных отношений в частности проводится работа по созданию собственных образовательных стандартов. Сам по себе это действительно революционный шаг, открывающий возможности для настоящего творчества вузовских коллективов и преподавателей. Так вот, мы берем за основу компетентностный подход, что созвучно Болонскому процессу. Каждый курс (а не только всю программу) мы анализируем именно под тем углом зрения, что это конкретно дает студенту, какие знания и умения, полезные навыки и т. д. К сожалению, одной из главных проблем является неготовность многих студентов, особенно младших курсов, к самостоятельной работе.
в: Тогда дежурный школьный вопрос: как вы относитесь к ЕГЭ?
о: В целом положительно - правда, по другой причине, нежели его защитники. С моей точки зрения, введение ЕГЭ повлечет за собой повышение качества преподавания в вузах.
в: Это как же?
о: Сейчас значительная часть преподавателей занята репетиторством и получает за это столько, что иногда нет смысла писать какие-то научные работы и подавать заявки на гранты. Если профессор живет за счет преподавания абитуриентам школьной программы, то он и лекции начинает читать студентам - как школьникам. А этого быть не должно. Надо ориентироваться на подготовку специалистов самой высокой квалификации. Даже ведущие российские вузы напоминают этакую пирамиду: больше всего людей обучаются на бакалавриате, меньше - на магистратуре, еще меньше - в аспирантуре. В Гарвардском университете наоборот - бакалавров меньше, чем магистрантов: талантливых магистрантов собирают со всего света. И мы должны в СПбГУ перестраиваться на эту систему. Но проблема в том, что в России нет рынка магистерских дипломов. Более того, наше правительство его не стимулирует. В нормативных документах между бакалавром, специалистом, магистром – никакой разницы. Неважно, учился ты четыре года, пять или шесть. Это неправильно. Считаю, не надо торопиться и с введением платной магистратуры. Студент в 22 года уже не хочет жить за счет родителей, но зарабатывать на качественное образование еще не может. Система же кредитов на обучение пока находится на начальной стадии организации.
в: Факультет молодой. Задумывая его, на что вы опирались?
о: Прежде всего мы старались продолжать лучшие традиции нашего Университета. В 70 - 80-е годы изучение международных отношений было монополией московских вузов и научно-исследовательских институтов, но и тогда у нас были ученые, разрабатывавшие данную проблематику. Их опыт нам очень пригодился. Мы также использовали лучшие достижения американских университетов - факультеты международных отношений, как самостоятельные единицы, появились в США. В создании программы европейских исследований нам большую помощь оказал Колледж Европы и другие европейские партнеры.