Звезды без пафоса
Столичная филармония начала подводить итоги сезона, завершив, пожалуй, самые интересные и успешные концертные циклы "Оперные шедевры" и "Звезды мировой оперы в Москве". На протяжении всего сезона филармония потчевала меломанов изысками на любой вкус. В результате стало очевидно, что когда нет кризиса мысли, то и пресловутый финансовый кризис не так страшен, как его малюют.
Рецепт успеха до банальности прост. Главное - ноль внимания мегазвездам, что требуют миллионные гонорары за сам факт появления своей драгоценной персоны. Притом без всякой гарантии художественного качества, а часто еще с каким-нибудь довеском в придачу (обычно эта роль отводится юной смазливой сопрано, чье участие позволяет звезде случайно не перетрудиться). В филармонических проектах были задействованы знаменитости и профессионалы высшего класса, но не относящиеся к себе как к бренду и честным трудом зарабатывающие свой кусок оперного пирога. Все они, как правило, уже не один год выступают на лучших сценах мира, но до Москвы добираются впервые.
Благодаря филармоническим усилиям за пару-тройку лет мы услышали таких заморских суперпевцов, как Барбара Фриттоли, Анник Массис, Дженнифер Лэрмор, Суми Йо, Джойс ДиДонато, Анна Бонитатибус, Патриция Чьофи или Роландо Виллазон и Амброджо Маэстри. Тут следует заметить, что по признанию менеджмента, договориться о выступлении в Москве с иностранными исполнителями гораздо проще и надежнее, нежели с нашими родными, которые в самый последний момент то больными скажутся, а то и вовсе не явятся без вразумительного объяснения причин. Так что среди филармонических отечественных гостей (в упомянутых циклах) пока можно назвать только Анну Нетребко, Ольгу Бородину да Владимира Галузина, которых Москва, правда, слышала и до этого.
К тому же выяснилось, что досужие разговоры - мол, наша публика на нераскрученные имена не пойдет - на поверку оказались блефом. Пойдет, да еще с превеликим удовольствием! И на сольные выступления, и на концертные исполнения опер, притом не только шлягеров - "Травиата", "Алеко" или "Кармен", - но таких редкостей, как "Четыре девушки" Денисова, "Орфей и Эвридика, или Душа философа" Гайдна, "Капулетти и Монтекки" Беллини. Например, на завершавшие филармонический гастрольный цикл исполнение оперы "Орландо" и выступление бойкой американки Вивики Жено в кассе не осталось и десятка билетов.
В заглавной партии "Орландо" ожидаемо блеснула прекрасная ирландка Патрисия Бардон, которая в образе бравого воина за три часа сценического действия успевает сойти с ума от ревности и счастливо излечиться. Удивительно хорош был яркий контратенор Джеральд Томпсон в роли Медоро. Зал с восторгом принял первое в России исполнение генделевского опуса, написанного в 1733 году. Официальным поводом к представлению послужил объявленный по всему миру Год Генделя - к 250-летию смерти композитора.
Приглянулась нашей публике и темпераментная уроженка Аляски Вивика Жено, которой лишь наличие красивого голоса помешало стать биологом и самоотверженно спасать китов. Она оказалась единственной меццо-сопрано, которая в сольном концерте не поддалась соблазну потрафить аудитории исполнением чего-нибудь забойного из "Кармен". Жено представила раритеты из опер Вивальди, Генделя, Хассе, а напоследок порадовала парочкой задорных номеров из испанских сарсуэл. В итоге все остались довольны друг другом: артистка - приемом, народ - красоткой.
Пока наши театры никак не могут представлять события на достойном международном уровне (быть может, из-за своей репертуарно-штатной кабалы), филармония быстро и успешно компенсировала возникшую потребность в высококлассном исполнении опер. На следующий сезон тоже обещано немало любопытного. Ожидаются визиты примадонн: в сентябре - Нади Михаэль из Германии, а в марте - итальянки Анны Катерины Антоначчи. В числе оперных шедевров - "Идоменей" Моцарта в декабре, "Ромео и Джульетта" Гуно в феврале и "Искатели жемчуга" Бизе в апреле. Остается только сожалеть, что каждый из циклов состоит из трех, а не четырех или даже пяти концертов. Но хорошего понемножку.