Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Общество
Кадыров пообещал дать ответ ВСУ за атаку на Грозный
Мир
FT сообщила о планах SpaceX вернуть статус самого дорогого стартапа
Мир
Китай стал крупнейшим поставщиком пива в Россию
Мир
Bloomberg сообщило о наступлении решающей фазы в конфликте на Украине
Общество
Лурье не будет отзывать из Верховного суда жалобу на Долину
Мир
На Западе указали на трудности для Европы в попытках избежать раскола с США
Общество
Овечкин принял участие в потасовке в матче с «Анахаймом»
Мир
Автомобиль въехал в толпу на рождественской ярмарке в Сент-Анне
Общество
В ГД раскритиковали агрессивное навязывание псевдоценностей в Европе
Армия
Силы ПВО уничтожили пять украинских беспилотников над Ленинградской областью
Мир
Путин заявил о продолжении укрепления многоплановых связей РФ и Киргизии
Мир
Политолог заявил об израсходовании Европой российских активов
Общество
Глава СК поручил доложить о деле устроившего спарринг с памятником бойца ММА
Армия
ВС России в ответ на террор украинской армии поразили предприятия ВПК Украины
Происшествия
Возгорание произошло на крыше МКД из-за атаки БПЛА в Рязанской области
Общество
В Госдуме рассказали о мошеннической схеме с «новогодними открытками»
Общество
Экс-супруге Бондарчука могут назначить новые штрафы за неуплату предыдущих

Шум вместо музыки

Московская филармония решилась на проведение фестиваля актуальной музыки "Другое пространство". Мечтой организаторов трехдневного форума было найти такую современную музыку, которая смогла бы из залов комнатного масштаба выбраться в реальную концертную жизнь. То есть к слушателю, не связанному родственными или дружескими отношениями с автором
0
Озвучить текст
Выделить главное
Вкл
Выкл

Московская филармония решилась на проведение фестиваля актуальной музыки "Другое пространство". Мечтой организаторов трехдневного форума было найти такую современную музыку, которая смогла бы из залов комнатного масштаба выбраться в реальную концертную жизнь. То есть к слушателю, не связанному родственными или дружескими отношениями с автором.

Единственное, что поразило размахом на этом фестивале, - его огромная программа. Три дня концертов с четырех дня до одиннадцати вечера в режиме нон-стоп. Большинство из полусотни участников - наши, российские, но их имена ничего не скажут даже меломанам. Были, правда, в афише и опусы признанных мэтров европейского авангарда: Лучано Берио, Ксенакиса, Булеза... Как с подкупающей откровенностью признался композитор Владимир Тарнопольский, "к сожалению, у современных композиторов довольно трудно найти сочинения, которые не стыдно исполнить, например, в Берлинской филармонии. Пожалуй, три концерта фестиваля, ну, может быть, еще три, и, боюсь, этим авангардное направление у нас исчерпывается".

Пока нашему авангардному направлению дорога на престижные концертные площадки заказана, Филармония без всякого коммерческого резона, из альтруистических побуждений организовала два крошечных очага "Другого пространства". В Камерном зале, вмещающем максимум сотню человек, и в буфете, специально трансформированном в концертную территорию под названием "Трюм Мейерхольда". Лишнего билетика никто не спрашивал, но и пустых мест было немного.

Если учесть, что в фестивальном буклете нынешние претенденты на лавры Чайковского или Рахманинова дружно сообщают адреса своих личных страничек в интернете, пока расчет идет на виртуальный, а не на реальный успех. А судя по представленным произведениям, самым крутым приемом у современных композиторов считается, как писал Владимир Высоцкий, железом по стеклу... Рояль, скрипка и прочие музыкальные инструменты - иногда при компьютерной поддержке - конечно, тоже присутствуют. Но у самых "продвинутых" авторов они не в фаворитах. Для этих важнее всего эксперимент ради эксперимента. Тут любой звуковой поток, да просто шум, трактуется как музыка. Одна из слушательниц заметила: "У меня так рабочие грохотали, когда ремонт в квартире делали"...

Чтобы у кого-нибудь не возникло сомнения в том, что речь все-таки идет об искусстве, каждый из дней фестиваля завершали показами немого кино начала ХХ века. Продемонстрировали "Оборону Севастополя" Александра Ханжонкова, "Человека с киноаппаратом" Дзиги Вертова и "Движущуюся живопись" Оскара Фишингера - кстати, этот фильм 1934 года обладал собственным звуком. Таким же робким и неясным, как большинство композиторских высказываний на этом форуме...

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир