Шум вместо музыки
Московская филармония решилась на проведение фестиваля актуальной музыки "Другое пространство". Мечтой организаторов трехдневного форума было найти такую современную музыку, которая смогла бы из залов комнатного масштаба выбраться в реальную концертную жизнь. То есть к слушателю, не связанному родственными или дружескими отношениями с автором.
Единственное, что поразило размахом на этом фестивале, - его огромная программа. Три дня концертов с четырех дня до одиннадцати вечера в режиме нон-стоп. Большинство из полусотни участников - наши, российские, но их имена ничего не скажут даже меломанам. Были, правда, в афише и опусы признанных мэтров европейского авангарда: Лучано Берио, Ксенакиса, Булеза... Как с подкупающей откровенностью признался композитор Владимир Тарнопольский, "к сожалению, у современных композиторов довольно трудно найти сочинения, которые не стыдно исполнить, например, в Берлинской филармонии. Пожалуй, три концерта фестиваля, ну, может быть, еще три, и, боюсь, этим авангардное направление у нас исчерпывается".
Пока нашему авангардному направлению дорога на престижные концертные площадки заказана, Филармония без всякого коммерческого резона, из альтруистических побуждений организовала два крошечных очага "Другого пространства". В Камерном зале, вмещающем максимум сотню человек, и в буфете, специально трансформированном в концертную территорию под названием "Трюм Мейерхольда". Лишнего билетика никто не спрашивал, но и пустых мест было немного.
Если учесть, что в фестивальном буклете нынешние претенденты на лавры Чайковского или Рахманинова дружно сообщают адреса своих личных страничек в интернете, пока расчет идет на виртуальный, а не на реальный успех. А судя по представленным произведениям, самым крутым приемом у современных композиторов считается, как писал Владимир Высоцкий, железом по стеклу... Рояль, скрипка и прочие музыкальные инструменты - иногда при компьютерной поддержке - конечно, тоже присутствуют. Но у самых "продвинутых" авторов они не в фаворитах. Для этих важнее всего эксперимент ради эксперимента. Тут любой звуковой поток, да просто шум, трактуется как музыка. Одна из слушательниц заметила: "У меня так рабочие грохотали, когда ремонт в квартире делали"...
Чтобы у кого-нибудь не возникло сомнения в том, что речь все-таки идет об искусстве, каждый из дней фестиваля завершали показами немого кино начала ХХ века. Продемонстрировали "Оборону Севастополя" Александра Ханжонкова, "Человека с киноаппаратом" Дзиги Вертова и "Движущуюся живопись" Оскара Фишингера - кстати, этот фильм 1934 года обладал собственным звуком. Таким же робким и неясным, как большинство композиторских высказываний на этом форуме...