Ради Валерия Гергиева в Москве опять замолчат фонтаны
Худрук Мариинского театра приехал в столицу лишь на полдня. Только ради того, чтобы по традиции представить в официально-торжественной обстановке пафосного Белого зала мэрии программу грядущего VIII Московского Пасхального фестиваля. Он продлится в столице и регионах начиная с Пасхального воскресенья до Дня Победы - с 19 апреля по 9 мая. В общей сложности будет дано около сотни концертов в тридцати городах - от Мурманска до Еревана.
Отличительная черта нынешнего феста в том, что в Москве-то он будет представлен всего шесть дней, остальное время проведет в переездах - Казань, Пермь, Екатеринбург, Нижний Новгород, Петербург, Петрозаводск, Мурманск, Беломорск и Ереван, в большинстве из этих городов впервые увидят Валерия Гергиева и услышат оркестр и солистов Мариинского театра. В этой связи московский градоначальник Юрий Лужков даже пошутил, что ради такого благого дела, как Пасхальный фестиваль, готов поступиться столичным эгоизмом и согласен на ребрендинг фестиваля, чтобы быть ему отныне общероссийским. Но Валерий Гергиев такую жертву не принял, заметив, что, когда Кутузов оставлял Москву, не переставал считать ее главным городом России.
Особой благодарности от маэстро удостоился один из спонсоров - компания "РЖД" и ее президент Владимир Якунин. Именно Российские железные дороги предоставляют мариинцам комфортабельный спецпоезд, в котором даже предусмотрен вагон для репетиций на время многодневного вояжа по стране. Тут Гергиев припомнил недавний инцидент, когда частный самолет, на котором он летел на гастроли в Израиль, сопровождали истребители ВВС из-за неверно оформленных летных документов. И сказал, что теперь предпочитает поезда.
Кстати о спонсорах. Вопреки финансовому кризису их список довольно внушителен. Правда, и он, по признанию Валерия Гергиева, понес некоторые потери. Но маэстро надеется, что потери временные, так как дружба не измеряется суммами спонсорских взносов.
Думается, что избалованную Москву на этот раз афиша фестиваля мало чем удивит. Разве что исполнением оперы Стравинского "Соловей" в день открытия, а также представлением премьеры оперы современного автора Вячеслава Круглика "Коляска" (как реверанс 200-летию Гоголя). Остальное в большинстве своем Москва уже слыхала. А международные мегазвезды фестивалю, чей бюджет, по заверению официальных лиц, находится все еще в стадии формирования, ныне не по карману. Да и, как заметил Валерий Гергиев, он на западных звездах не помешан, так как если в один вечер собрать вместе таких мариинских звезд, как Лопаткина, Вишнева, Нетребко и Галузин, получится не менее впечатляющий результат. Два питерских дня фестиваля выглядят более интригующе, чем столичная программа. Обещаны премьера моцартовской "Свадьбы Фигаро" на русском языке (либретто в переводе Петра Ильича Чайковского), а также концерт Анны Нетребко и вездесущего Дениса Мацуева.
В общей сложности фестиваль планирует собрать не менее 40 тысяч зрителей на концертах "симфонической, хоровой программ и "звонильной недели". Плюс еще четверть миллиона человек ждут на традиционном финальном open-air на Поклонной горе, который Валерий Гергиев считает едва ли не самым важным для себя выступлением в сезоне. Ради такого события уже третий раз в полдень 9 мая в Парке Победы будет понижена интенсивность фонтанов, поскольку шум воды влияет на чистоту звучания музыки. Иного переустройства столичного быта Пасхальный фестиваль пока не требует.