"Отелло" стал жертвой кризиса
Руководство Большого театра России объявило, что снимает с афиши первую оперную премьеру наступившего года, назначенную на 28 апреля, - "Отелло" Верди. По официальной версии, от постановки стоимостью около двух миллионов евро было решено отказаться с целью экономии средств. Это "превентивная" мера в борьбе с экономическим кризисом.
Первые лица Большого поспешили заметить, что данный шаг не следует рассматривать как свидетельство того, что у театра начались проблемы с деньгами. И с государственным, и со спонсорским (это примерно одна десятая от общего театрального бюджета) субсидированием пока все в порядке. Ни о каких иных отменах и заменах в репертуарных планах также не говорится. А принесение в жертву "Отелло" предлагается считать "оптимизацией расходов".
Странно... Можно подумать, что выпуск спектаклей не профильная деятельность театра, вот он от нее и отказывается. Тем более что "Отелло" - одна из самых шлягерных опер в мире, и, без сомнений, в зале всегда будет аншлаг. Мир еще не знает театра, который жаловался бы на малую доходность этой шекспировской истории. В отличие, например, от первой оперной премьеры БТ нынешнего сезона "Сказания о невидимом граде Китеже и деве Февронии" Римского-Корсакова - спектакля густонаселенного, да еще и в постановке модного (а значит, и дорогостоящего) режиссера Эймунтаса Някрошюса. Но этот совсем не дешевый проект никто не отменял...
С "Отелло" у Большого театра отношения не складываются категорически. Как, впрочем, и с другими операми Верди. Несколько лет назад без всяких финансовых трудностей и вообще без объяснения причин Большой аннулировал премьеру "Травиаты" в постановке знаменитого немецкого режиссера Ахима Фрайера, аванс которому уже был выплачен, прослушивания певцов проведены, а производство декораций начато. "Отелло" должен был появиться в репертуаре театра еще пять лет назад. Спектакль уже был представлен во флорентийском Teatro Comunale (как совместная постановка с итальянцами). Но режиссер Лев Додин отказался демонстрировать свою работу в Москве. Дирекция Большого пошла ему навстречу...
На сей раз разбираться с ревнивым мавром должна была команда молодых европейских постановщиков во главе с французским режиссером Арно Бернаром. Теперь выясняется, что и макет спектакля руководству театра не очень понравился, да и имя Бернара недостаточно звездное для Большого. Интересно, а когда заключали контракт с французом, этого обстоятельства не заметили? Да, Бернар не знаменитость. Не Грэм Вик, не Роберт Уилсон или Франческа Замбелла, работавшие в Большом. Но громкое имя не панацея от провала. Ярчайшее доказательство чему - "Кармен" в постановке англичанина Дэвида Паунтни, труды которого влетели театру в очень солидную копеечку.
К тому же для массового зрителя в отечественном оперном театре имя режиссера не имеет ключевого значения. Публика в первую очередь реагирует на название в афише и имена исполнителей. А вот как раз с певцами - высококлассными драматическими тенорами, требуемыми для заглавной партии, - у Большого театра подлинный кризис. Даже чтобы вывезти "Пиковую даму" на гастроли в Японию, театр обратился за помощью к Владимиру Галузину. С Отелло, похоже, та же история. Певцов, способных спеть мавра, сегодня в мире единицы, и стоят они на оперном рынке очень дорого, и график их выступлений расписан на несколько лет вперед. Заполучить в репертуар спектакль, которой просто некому будет петь, - действительно экономически нецелесообразно. Но все же надо признать, что корни этой проблемы не финансовые.