Классикой по кризису
В Москве проводили старый и встретили новый оперный год в кругу латиноамериканских звезд. Постарались всемирно признанный аргентинский тенор Марсело Альварес, появившийся в Доме музыки под палочку Владимира Спивакова вместе с его Национальным филармоническим оркестром России, и чуть менее знаменитая сопрано пуэрто-риканских кровей Ана-Мария Мартинез, которую пригласил выступить в БЗК с Большим симфоническим оркестром Владимир Федосеев. Обошлось не без сериальных страстей...
Московское латино
Аргентинец приехал откровенно больной - без всякого тенорового кокетства. Не репетировал, постоянно общался с эскулапами и, естественно, пребывал в мрачном расположении духа. Залу было объявлено, что солист неважно себя чувствует и споет столько, сколько сможет. Смог он очень немного - две с половиной арии, с первых же неуверенных нот готовя аудиторию к драматической развязке. Пассажи вердиевского Макдуфа оказались непреодолимым препятствием. Голос окончательно отказался подчиняться певцу прямо на середине арии. Публика была шокирована. Темпераментный аргентинец зарыдал, припал щекой к руке маэстро Спивакова, затем коленопреклоненно застыл перед залом. Вслед за певцом и многие дамы в партере стали утирать слезы.
Проводили гостя великодушной стоячей овацией. После чего Владимир Спиваков еще час в одиночку радовал публику праздничным репертуаром - польки, марши, вальсы - все самое любимое еще с момента рождения "Виртуозов Москвы". Особенно кстати прозвучала "антикризисная полька" одного из Штраусов - "Без забот". Однако остается вопрос: поступок аргентинской звезды был честной, но провалившейся попыткой не испортить людям праздничный вечер? Или это тот самый случай, когда даже пятиминутное появление солиста на сцене приводит в действие пункт контракта о форс-мажорных обстоятельствах, а следовательно, агенту уже не придется возвращать гонорар за фактически не состоявшееся выступление?.. После концерта Альварес долго извинялся перед Спиваковым и просил пригласить его еще раз - дать возможность реабилитироваться...
Гостья Владимира Федосеева вела себя респектабельно и предсказуемо. После того как БСО классически строго, едва ли не образцово отыграл редко исполняемую Четвертую симфонию Бетховена (стало понятно, почему Бетховена именно от этого русского оркестра хотят слышать в европейских столицах, начиная с Вены), примадонна выдала полную программу. Ана-Мария Мартинез - некогда фаворитка Пласидо Доминго, победительница его конкурса Operalia в 1995 году, давшая со своим звездным покровителем не один совместный концерт. Дебютируя в Москве, она была хороша и абсолютно соответствовала своему статусу. Хотя иногда возникало ощущение, что репертуарная всеядность - от Моцарта до Беллини и Пуччини - не всегда на пользу ее лирическому голосу. А в исполнении арий из сарсуэл, которые каждый испаноязычный певец считает родной, сеньора Мартинез была столь темпераментна, что иногда "убегала" от оркестра...
Евреи, арабы, итальянцы
15 января в консерватории ожидаются коллизии иного свойства. Ирина Никитина, возглавляющая фонд "Музыкальный Олимп", привозит в Москву знаменитый оркестр "Западно-Восточный Диван", ведомый своим основателем - всемирно известным музыкантом Даниэлем Баренбоймом. Именно Баренбойм дал музыкальный старт новому году на планете, продирижировав 1 января традиционным дневным концертом в венском "Золотом зале" Musikverein легендарными "венскими филармониками". А "Западно-Восточный Диван" - это тот самый случай, когда музы пытаются не молчать, когда говорят пушки. Оркестр объединяет музыкантов еврейского и арабского происхождения. Правда, программа концерта лишена политического подтекста - прозвучат сочинения Брамса и Моцарта. И все же из соображений безопасности концерты гастрольного тура, запланированные в Каире и Катаре, пришлось отменить.
Весь будущий год - с частотой примерно раз в месяц - в столице запланировано важное музыкальное событие. Так, 19 февраля в Концертном зале им. П.И. Чайковского Российский национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева представит оперу Бизе "Кармен" с участием блестящего интернационального состава солистов. Заглавную партию исполнит французская меццо-сопрано Беатрис Урья-Монзон, для которой роль строптивой цыганки коронная. А для маэстро Плетнева "Кармен" - осуществление давно задуманного творческого замысла.
25 апреля - после многолетнего перерыва и не состоявшегося сотрудничества с Большим театром - в Москве выступит лучший из лучших дирижеров Марис Янсонс вместе с оркестром Баварского радио. А уже три дня спустя Большой театр обещает показать премьеру "Отелло" Верди. Эта опера в репертуаре - заветная мечта коллектива. Пять лет назад спектакль уже был представлен во флорентийском Teatro Comunale (как совместный проект с итальянцами). Но режиссер Лев Додин, разочарованный результатами собственного труда, категорически отказался демонстрировать постановку в Москве. Дирекция Большого пошла ему навстречу. На сей раз разбираться с ревнивым мавром будет француз Арно Бернар. За музыкальный результат, как и положено главному дирижеру, ответит Александр Ведерников.
Фестивальный марафон
После этого в Москве начнется традиционная эпидемия фестивалей. Забойщиком выступит "Пасхальный фестиваль", который, естественно, откроется в Пасхальное воскресенье - 19 апреля. Какие-либо подробности программы пока не известны. Основатель фестиваля Валерий Гергиев продумает афишу только к весне. Но в том, что Маэстро сможет, как всегда, чем-нибудь удивить, как и в том, что фест завершится концертом оркестра Мариинского театра на Поклонной горе 9 мая, сомневаться не приходится.
Следом расцветет "Черешневый лес" - Открытый фестиваль искусств от Bosco di Ciliegi, обещая во второй половине мая и в первой половине июня несколько суперконцертов. В частности, близки к успешному завершению переговоры о совместном выступлении Дмитрия Хворостовского и Валерия Гергиева, а также о визите мощной американской сопрано Сондры Радвановски. Все это произойдет в Большом зале консерватории. Звезд у нас заметно меньше, чем фестивалей, вот они и мигрируют из одной афиши в другую.
На летние каникулы классика уйдет после "Фестиваля симфонических оркестров мира", который с 1 по 12 июня уже в четвертый раз прогремит в Колонном зале Дома союзов. Ради такой красивой и масштабной акции, задуманной как могучая увертюра ко Дню России, государство обычно не скупится. Поэтому есть все основания ожидать, что приедут лучшие европейские коллективы. После каникул начнется фестиваль "Владимир Спиваков приглашает...". В конце сентября - начале октября знаменитый Маэстро соберет своих не менее известных друзей и коллег. Список впечатляющий: тут и пианист Джон Лилл, который выступит в дуэте со Спиваковым-скрипачом, и певцы - Аня Хартерос, Николай Борчев и Йонас Кауфман. Есть вероятность, что приедет и уругвайский певец Эрвин Шротт, который, став отцом сына Анны Нетребко, теперь везде нарасхват.
А под конец года запланировано самое интригующее событие. 22 ноября в Государственном Кремлевском дворце Дмитрий Хворостовский представит премьерную программу из песен Игоря Крутого в сопровождении Московского камерного оркестра и сводного хора. Место за роялем займет автор. Популярный эстрадный композитор в поисках интернациональной славы давно стремился заручиться поддержкой оперной мегазвезды. Для промоушена проекта, который автор называет "главным в своей жизни", уже снят клип на песню "Ты и я".
Нетребко в Питере
Петербург, конечно, привлекает прежде всего Мариинским театром. На первое полугодие запланирован десяток оперных премьер. Главное - из декрета возвращается Анна Нетребко. 14 и 17 января она споет заглавную партию в опере Доницетти "Лючия ди Ламмермур". Цена на билеты - до 20 тысяч рублей за штуку. Москву уже давно и "тридцатником" не удивишь, но для Питера это рекорд.
Среди прочих мариинских премьер выделяются "Идоменей" Моцарта (13 февраля), "Севильский цирюльник" Россини (1 апреля), "Алеко" Рахманинова / "Иоланта" Чайковского в постановке знаменитого поляка Мариуша Трелинского (17 апреля). Далее грядут "Звезды Белых ночей" - по традиции фестиваль премьер и повышенной концентрации знаменитостей, всегда откликающихся на зов Валерия Гергиева.
Достанутся крохи с "барского пюпитра" и городам, не награжденным столичным статусом. Кто-нибудь из звезд обязательно заглянет в провинцию. Но, вероятнее всего, в не очень радостном как для кошелька, так и для искусства откровенно коммерческом формате.