Перейти к основному содержанию
Прямой эфир

Старые песни о главном

Полсезона прошагали, как могли. В том смысле, что телеканалы, у которых сезон начинается с наступлением осени и заканчивается ранним летом, одолели ровно половину пути и перед Новым годом подводят предварительные итоги. От этого сезона и зрители, и критики многого ждали. Или не слишком многого, но хотя бы чего-то. На это в конце предыдущего "телезабега" намекали сами влиятельные теленачальники, говоря, что старое телевидение себя исчерпало, и на телеэкран должна прийти "новая искренность"
0
Ирина Петровская
Озвучить текст
Выделить главное
вкл
выкл

Полсезона прошагали, как могли. В том смысле, что телеканалы, у которых сезон начинается с наступлением осени и заканчивается ранним летом, одолели ровно половину пути и перед Новым годом подводят предварительные итоги. От этого сезона и зрители, и критики многого ждали. Или не слишком многого, но хотя бы чего-то. На это в конце предыдущего "телезабега" намекали сами влиятельные теленачальники, говоря, что старое телевидение себя исчерпало, и на телеэкран должна прийти "новая искренность".

"Новая искренность" на деле обернулась совершенно не забытой старой. Главное содержание эфира по-прежнему бурно-развлекательное, хотя большинство развлечений, признаем откровенно, не свежи: "Минута славы-3", "Ледниковый период-2", "Последний герой"...

На ледовые шоу в начале сезона опять поставили два канала одновременно - "Первый" и "Россия". Ради них оба пошли на беспрецедентный шаг: "Первый" перекупил "российскую" звезду Анастасию Заворотнюк, а "Россия" - "лицо" "Первого канала" Максима Галкина. От перемены мест слагаемых сумма в общем-то не поменялась. Разве что на "Звездном льду" прибавилось шуток и приколов, а в "Ледниковом периоде" - провинциального пафоса: "Ой, ваш номер такой волнительный!"

Зрителям же, любителям ледовых шоу, пришлось в эти месяцы несладко. Обе программы шли в субботу. Однако ж канал "Россия" то и дело менял время эфира своего ударного шоу, стараясь максимально "подрезать" "Ледниковый период" и не щадя ради этого даже свою "священную корову" - субботние "Вести" с Сергеем Брилевым. Тактика прямого контрпрограммирования имеет, в сущности, одну задачу: не дать конкуренту обскакать себя по рейтингу. В общем, не доставайся ты, зритель, никому. Неудобства и огорчения публики, вынужденной метаться с канала на канал, увы, в расчет не принимаются.

Еще одно шоу, на которое явно ставил канал "Россия", - "Феномен" с заморским магом и волшебником Ури Геллером - тихо сгинуло, не дожидаясь финала, хотя среди многомиллионной аудитории и нашлись отдельные счастливчики, у которых во время чудодейственных сеансов заводились давно сломанные часы, гнулись ложки, падали и разбивались стеклянные предметы. Но даже и эти избирательные чудеса не помогли тусклому шоу удержать зрительское внимание. Ури Геллер, давно живущий анахоретом в лондонском предместье и зачем-то вынутый из нафталина, производил впечатление человека, который сам не понимает, куда он попал и зачем ему это надо (несмотря на волшебные гонорары зарубежного мага, о которых в телевизионной среде ходили легенды).

На "Первом канале" вдохнуть жизнь в очередного "Последнего героя" призвали Ксению Собчак, накрутив на ее голове африканские косицы. Интерес к долгоиграющему шоу подогрел поначалу скандал с двумя его участниками - Виктором Ерофеевым и Никитой Джигурдой, которые добровольно покинули проект, обвинив его организаторов в нарушении прав человека и пропаганде чуть ли не фашизма. Борцы за человеческое достоинство, однако, выглядели в первом выпуске шоу довольно бледно, если не сказать, неприлично. Правозащитная деятельность, если таковая и была, осталась за кадром, а в кадре герои скандалили на пустом месте, матерились (г-н Джигурда) и требовали для себя преференций, за что получили дружное осуждение товарищей по проекту и официальное отлучение от шоу. С тех пор в "Последнем герое" ничего сверхординарного не происходит - участники пожирают "гадов" и друг друга, что публика уже наблюдала не раз, а отсюда и скромные рейтинговые показатели, несопоставимые с теми, которые видал "Последний герой" в лучшие времена.

Канал НТВ попытался немного подправить имидж самого жесткого канала, запустив "доброго" Глеба Пьяных в программе "И снова здравствуйте", документальный цикл "Русские не сдаются", шоу "Золотая утка" и - под конец первой половины сезона - всенародный конкурс юмористов "Ты смешной!". Две первые программы являют собой вариации на тему прежних проектов НТВ с их уклоном в желтизну и человеческие аномалии. "Утка" вся в перьях, обсуждающая слухи в мире шоу-бизнеса, не долетела и до середины сезона. А шоу народных юмористов "Ты смешной", поражающее градусом пошлости, кажется, имеет все шансы стать хитом сезона. Соединив в себе черты многих программ (и в первую очередь "Минуты славы"), оно как раз осваивает такую "новую искренность", которая и не снилась конкурентам.

Самым востребованным в новом сезоне оказался жанр "докудрамы", основанной на художественной реконструкции событий жизни того или иного известного человека. На "Первом канале" мощно прозвучали "Галина" и "Светлана", рассказывающие о судьбах двух кремлевских "принцесс" - Галины Брежневой и Светланы Аллилуевой. Сделанные без всякого намека на художественность, эти фильмы, однако, вызвали живейший зрительский интерес, удовлетворив исконную страсть большой части публики к подробностям из жизни знаменитостей. Апофеозом в этом направлении стал фильм "Мой муж - гений", смакующий сексуальные перверсии гениального физика Льва Ландау и спровоцировавший громкий общественный скандал.

Канал "Россия" в начале сезона обратился к истории. Проект "Имя Россия" оказался вполне востребованным, доказав, что не одной "развлекухой" жив человек. Набор исторических персонажей, претендующих на "Имя Россия", тоже о многом говорит: народ, как и прежде, почитает сильных мира сего, независимо от того, какие ужасы числятся в их послужном списке. Но участие в проекте ученого Капицы, историка Сахарова, поэта Кублановского (наиболее компетентных и взвешенных членов "Совета России") помогло в некоторых случаях изменить акценты в обсуждении и (смею надеяться) заронить сомнения в головы наших отдельных ортодоксальных граждан.

На информационном и информационно-аналитическом поле, увы, без перемен. Даже кризис, от которого некоторые оптимисты ожидают очистительного действия, не заставил ТВ отдаться во власть "новой искренности". Немногочисленные дискуссии ("Судите сами", "К барьеру") обсуждают все что угодно, но только не волнующие всех новые реалии. Владимир Познер, покинув "Времена" и освоив жанр интервью в программе имени самого себя, вяло ворошит прошлое с героями вчерашних дней.

На этом фоне кажется чудом, что Марианна Максимовская, Михаил Осокин и Тигран Кеосаян на РЕН ТВ откровенно показывают и оценивают те события, которые происходят здесь и сейчас, помогая аудитории понять, что же в реальности творится в стране.

Новости на больших каналах по-прежнему больше заняты тем, что распределяют эфирное время между двумя главными действующими лицами страны. Появился даже предновогодний анекдот: "Первый канал" отменил запись концерта "Старые песни о главном" в Кремле, так и не определившись, кого же считать главным. Впрочем, в телеварианте это и так очевидно. Самые яркие сюжеты первой половины сезона - про тигрицу Машу, подаренную Владимиру Владимировичу на день рождения, и девочку Дашу, которой Владимир Владимирович устроил по ее просьбе сказочный праздник, - помимо всего прочего имеют и ярко выраженный психотерапевтический эффект: пока национальный лидер перед телекамерами ласкает ребят и зверят, в стране все хорошо. И то правда: зачем людей пугать?

А теперь - дискотека. Новогодняя. Много дней кряду. А поутру они проснулись?

Комментарии
Прямой эфир