Перейти к основному содержанию
Реклама
Прямой эфир
Мир
В акции «Бессмертный полк» в Буэнос-Айресе приняло участие более 200 человек
Армия
ВС РФ уничтожили два безэкипажных катера ВСУ в акватории Черного моря
Мир
Пакистан испытал дальнобойные ракеты на фоне напряженности отношений с Индией
Общество
Глава СК поручил возбудить дело из-за осквернения памятника героям ВОВ в Болгарии
Мир
США провели испытания прототипа гиперзвуковой ракеты морского базирования
Мир
В Совфеде указали на усталость жителей Польши от украинских беженцев
Мир
Восемь стран ОПЕК+ сообщили об увеличении добычи нефти в июне
Мир
СМИ сообщили об отмене Фицо рабочей программы из-за возможных проблем со здоровьем
Мир
В Пекине прошла акция «Бессмертный полк»
Мир
РФ и Пакистан проведут телефонный разговор на уровне глав МИД
Мир
Пять человек провели более двух суток на крыше самолета после крушения в Боливии
Мир
Нетаньяху перенес свой визит в Азербайджан
Общество
Граждане КНР собрались в центре Москвы в ожидании репетиции парада Победы
Общество
Москвичей предупредили об усилении ветра до 17 м/с с 3 по 5 мая
Общество
В парке «Патриот» высадили масштабный геоглиф в честь Дня Победы
Мир
Сенатор США выступила против финансирования Украины на фоне сделки по ресурсам
Мир
Президент Мексики выступила против размещения войск США в стране

Пути мира

Рассуждая о вредности религии, воинствующие атеисты оперируют двумя обвинениями, сложившимися еще в эпоху Просвещения и со времени Вольтера воспроизводимыми стереотипно. Первое из них - религиозные войны, когда, движимые, как они уверяют, любовью к Богу и истине, представители разных конфессий свирепо режут друг друга. Второе обвинение - это жестокие гонения на свободную мысль. Инквизиция, Галилей, Джордано Бруно etc., etc
0
Максим Соколов
Выделить главное
Вкл
Выкл

Рассуждая о вредности религии, воинствующие атеисты оперируют двумя обвинениями, сложившимися еще в эпоху Просвещения и со времени Вольтера воспроизводимыми стереотипно. Первое из них - религиозные войны, когда, движимые, как они уверяют, любовью к Богу и истине, представители разных конфессий свирепо режут друг друга. Второе обвинение - это жестокие гонения на свободную мысль. Инквизиция, Галилей, Джордано Бруно etc., etc.

При том, что обвинения являются священным атеистическим преданием, почтенность возраста привела к их некоторому устареванию. О жестоком духе религиозных войн говорить сложно, и сегодня более уместной представляется характеристика, данная В.С. Соловьевым в Краткой повести о некоторых событиях, происшедших в XXI веке в Европе, а также на Ближнем Востоке - "Что же касается до взаимных чувств, то хотя вражда не заменилась полным примирением, но значительно смягчилась, и противоположения потеряли свою прежнюю остроту". Справедливость характеристики подтверждается реакцией - причем не только инославных католиков, но и вовсе иноверных иудеев и мусульман - на известие о кончине предстоятеля РПЦ Алексия II. Представители иных традиционных конфессий высказали искреннее сочувствие, почтив патриарха кто теплыми словами, кто - как это сделали католики - заупокойными службами. Чем доказали, что злобное ожесточение вовсе не обязано быть нормой межрелигиозных отношений.

Поскольку, во-первых, даже светская дипломатия предполагает почтительное соболезнование по случаю кончины видной особы иностранной державы. Тут церковной дипломатии странно было бы отличаться от светской в худшую сторону. Во-вторых, не обязательно быть чрезвычайно возросшим в силе духа - довольно быть и умеренно возросшим или даже всего лишь понимающим, что ответ на том Суде держать придется всем, - чтобы исполнить просьбу "В день, когда пред вами мертвым я предстану, // Помяните с миром душу бездыханну". Просьбу более понятную представить трудно. В-третьих, откровенно соблазнительное поведение по отношению к другим церквям и исповеданиям в наше время является, кроме всего прочего, еще и непозволительной роскошью. Мир живет в постхристианскую эпоху, когда в глухой обороне находится не только христианская ортодоксия, но и другие традиционные исповедания. Отдаваться пусть не практике, но хотя бы даже и духу религиозных войн - на фоне общего отступничества было бы делом совсем несообразным. Доколе речи не идет о непосредственном посягательстве на вероучение, учители и верующие более склонны держаться принципа "свой своему поневоле брат". Отсюда и приверженность к путям мира, т.е. к таким благожелательным действиям и жестам, которые способствуют добрым отношениям между религиями.

К несчастью, пути мира были избраны не всеми. Атеисты, язычники и сектаторы - всякий, чуть приоткрывший на этой неделе интернет, нашел бы там этого добра в избытке - упражнялись кто в ругательствах, кто в нарочито брезгливом презрении, кто в глумлении на уровне комсомольцев, мяукающих в пасхальную ночь. Слова "Только когда придет и вам помирать, бугаи" этим людям явно недоступны - вероятно, они собираются жить вечно. Тем доводом, что почтение к смерти бывает присуще даже бессловесным тварям - собака воет, почуяв покойника, - тоже не проймешь. Мы лучше многих собак. Вероятно, лучше. Но, преисполнившись злобного духа религиозных войн, вряд ли разумно, подобно граммофону, все поминать святейшую инквизицию и злобный дух гонений. Полезнее, хоть на минуту отключив граммофон, посмотреть в зеркало.

Читайте также
Комментарии
Прямой эфир
Следующая новость
На нашем сайте используются cookie-файлы. Продолжая пользоваться данным сайтом, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением, Пользовательским соглашением и Соглашением о конфиденциальности