Нам кризис строить и жить помогает

"Высадим там травку", - порадовал журналистов главный архитектор города Александр Кузьмин. Виной тому и затянувшаяся судебная тяжба вокруг новостроя у стен Кремля, и, конечно, кризис, который заставляет отцов города отказаться от неоднозначных дорогостоящих проектов. В числе которых и часть небоскребов в "Москва-Сити", и планы по сносу вполне себе крепкого здания ЦДХ на Крымском Валу, и пресловутая точечная застройка, и многие другие. Так, возможно, для столицы, в которой еще недавно на каждый незастроенный кусок земли в очереди толкались желающие его освоить, кризис может стать поистине "очищающим" процессом?
"Скверик" Кузьмин не прочь разбить и на месте другой "России" - башни в "Сити", которая обещала стать "самой высокой в Европе". И девелоперы, и мэрия отказались от этого проекта.
Скорее всего не вырастут в Деловом центре и небоскреб для мэрии Москвы, и Дворец бракосочетания, и концертный зал на пять тысяч мест, и часть других башен, к строительству которых пока не успели приступить. В среду столичные депутаты сократили бюджетные расходы на возведение небоскребов в "Москва-Сити" с 7 до 2 с лишним миллиардов рублей.
Резко сокращается коммерческое и муниципальное строительство в городе. "За прошлую неделю в комиссию по точечной застройке поступило всего 8 жалоб от жителей. А год назад было по 100 обращений за неделю", - отчитался Кузьмин, имея в виду, что работа властей по борьбе с точечной застройкой наконец дала свои плоды. Вот только он забыл сообщить, что из-за кризиса застройщики сами ушли с точек, где еще недавно "бодались" с жителями. Им в суровые будни закончить хотя бы благополучные проекты - сегодня не до митингов с "уплотняемыми".
В мирное время в интервью "Известиям" Кузьмин жаловался, как нелегко градостроителям противостоять натиску бизнеса, давлению денег. Так, может, сейчас, когда деньги заканчиваются, у архитекторов наконец появится возможность строить город для людей, а не только для богатых? Разбивать скверы, облагораживать набережные, перестать втискивать дома-свечки в уютные старомосковские дворики? Сегодня на этот вопрос глава Москомархитектуры отвечает осторожно:
- Да, в архитектуре сейчас тоже проблемы, заказов стало меньше. В этом есть и плюсы: у профессионалов останется больше времени на муниципальный заказ. Во всяком случае, мне уже два месяца не приходится никого упрашивать взять на проработку детский сад или школу. Сегодня мы можем спокойнее разобраться в вопросах межевания, в вопросах проекта планировки и во многих тех вещах, до которых руки не доходили, когда работы было невпроворот. Если в центре города не будут начаты некоторые стройки, которые были задуманы в богатые времена, мы от этого не погибнем, город будет продолжать жить, а может, в каких-то случаях и нагрузка станет меньше. Я боюсь другого. Что сократится объем строительства муниципального жилья, детсадов, дорог... И еще боюсь одной вещи... У нас в городе до сих пор торчат недострои советского времени, большей частью федеральные НИИ, которые были заброшены во время перестройки. И, конечно, если будут заморожены объекты, которые сегодня почти достроены, облик города это не украсит.
- Кризис может лишь притормозить процесс безудержного уплотнения Москвы, - считает член Общественной палаты, эксперт по региональному развитию и градостроительству Вячеслав Глазычев. - Остановить его и тем более начать обратный процесс сможет лишь принципиально иная система управления развития городом, опирающаяся на реальное самоуправление его районов при выработке согласованной стратегии взаимодействия столицы с ее окружением.
Но, во всяком случае, кризис дает Москве шанс. Сегодня по большинству показателей комфортной жизни - плотности населения, объема зеленых площадей, количества детсадов, больниц, спортзалов - Москва заметно отстает от европейских и даже американских мегаполисов, стремительно приближаясь к таким человеческим муравейникам, как Шанхай и Пекин. Нам есть куда стремиться, именно разбивая скверы, а не воздвигая "самую высокую башню в Европе".
Если бы "Россию" не снесли
Сегодня, когда власти Москвы считают каждую копейку, огромный трехзвездный отель у стен Кремля был бы неплохим подспорьем для бюджета города. Снесенная гостиница "Россия" была высокодоходным предприятием. Ее номерной фонд составлял 2722 единицы. При этом количество номеров, сдаваемых в аренду под офисы, временами достигало трети общего объема. При грубом расчете, учитывающем среднюю стоимость номера в 2005 году (около 100 долларов) и среднюю наполняемость (65%), получим, что выручка гостиницы в последние годы, когда ее уже не существовало, достигала бы 66 млн долларов в год. За вычетом издержек в размере 50% от прибыли, на налоги осталось бы около 8 млн долларов. Напомним, что только снос здания обошелся инвестору в 22 млн долларов.
Помимо гостиничных номе-ров в "России" было 4 ресторана, 10 клубов и кафе, фитнес-клуб. В среднем такого рода предприятия, расположенные в столь выгодном месте, приносят казне как минимум 200 тыс. долларов в год. Вместе с гостиницей прекратили существование концертный зал "Россия" и кинотеатр "Зарядье" - они были самоокупаемы и также приносили немалый доход в городской бюджет.